Гимнастика – одна из основных дисциплин высших учебных
заведений, готовящих специалистов по физической культуре и спорту. Владение
данной дисциплиной имеет важное значение для тренера-преподавателя любого вида спорта,
поскольку нет ни одного вида, где бы не применялись гимнастические упражнения
(в качестве средств ОФП и СФП, а также упражнений, помогающих освоить технику
основных движений данного вида спорта – т.е. подводящих). Гимнастика также
содействует воспитанию организованности и дисциплине (за счет строевых
упражнений – строгий порядок точная регламентация деятельности занимающихся,
выполнение упражнений точно по команде).
Виды гимнастики: 1. Общеразвивающие: а) Основная гимнастика (для разных
возрастных категорий: для детей дошкольного и младшего школьного возраста; для
детей среднего и старшего школьного возраста и т.п.; б) Гигиеническая
(индивидуальная и групповая); в) Атлетическая гимнастика; г) Ритмическая
гимнастика; д) Аэробика. 2. Спортивные виды: а) Собственно спортивная; б)
Спортивная акробатика; в) Художественная гимнастика. 3. Прикладные виды: а)
Спортивно-прикладная; б) Военно-прикладная; в) Производственная; г)
Профессионально-прикладная; д) Лечебная гимнастика.
Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели,
когда основывается на верных принципах. Наиболее общие отправные положения,
определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому
воспитанию в нашем обществе, — это принципы всестороннего гармонического
развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и
оздоровительной направленности.
Есть вместе с тем ряд принципов, которые выражают
главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу
этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных
задач. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и
индивидуализации, систематичности, постепенного повышения требований.
Большинство названных принципов совпадает по наименованию с известными общедидактическими принципами:
поскольку физическое воспитание есть вид педагогического процесса, то на него
распространяются общие принципы педагогики.
Но последние получают в сфере физического воспитания
соответствующую конкретизацию и дополняются специальными положениями,
отражающими его особенности. Принцип сознательности и активности
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько
сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа
заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения,
способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое
использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно
подмеченные закономерности и лежат, прежде всего, в основе принципа
сознательности и активности.
Принцип
сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях: Формировать
осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам
занятий. Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности
является соответствующая ее мотивация.Следует уче6сть так же, что физическое
воспитание, особенно людей зрелого возраста, строится в значительной мере на
самостоятельных началах. Все это требует умелого сочетания руководящей роли
преподавателя с высокой активностью и самостоятельностью занимающихся.
Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития
интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала
для занятий и соответствующей организацией их. Физические упражнения по природе
своей связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями.
При умелой организации занятий действие этого фактора усиливается и может стать
одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса. Было бы неверно
делать ставку только на этот фактор и придавать занятиям развлекательный
характер.
Путь к физическому совершенству прежде всего большой
напряженный труд. Здесь неизбежны и однотипные утомительные упражнения, и
«скучные» задания, интерес к которым появляется лишь на основе глубокого
понимания их важности, необходимости. Следовательно, решающим условием активно
заинтересованного отношения к делу является понимание сущности его и осознание
цели занятий как объективной необходимости. Именно на этой основе формируется
устойчивое стремление преодолевать трудности. Существенную роль в развитии
активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых
ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель
по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и
поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути
физического совершенствования.