Чтобы осуществить свои планы, Чичиков наносит визиты помещикам, чьи
имения находятся в окрестностях губернского города. Так он попадает к
Собакевичу. Все в имении Собакевича было сделано крепко и на славу.
Строения из толстого дуба, казалось, были поставлены на века. Избы
крестьян были такие же прочные и добротные. Видно, что крестьянам жилось
неплохо. Дом хозяина тоже был сделан прочно и удобно. Вместо четырех
колонн стояло всего три, хотя это и не соответствовало архитектуре, но
было удобно хозяину. Бричка подкатила к крыльцу - из нее вышел гость.
Собакевич принял его радушно и повел в дом. Собакевич был похож на
медведя средней величины. Лицо его было красным, как каленый пятак.
Походка была тоже совершенно медвежья. Его даже звали Михаилом
Семеновичем. Интересно и убранство комнат Собакевича. У него вся мебель
похожа на хозяина. Все сделано настолько прочно и грубо, что каждый стол
или стул будто хочет сказать: "А я тоже Собакевич". На стенах висят
портреты полководцев могучего телосложения. Среди них затерялся портрет
Багратиона, который смотрит жалостным и смиренным взглядом. Во всем доме
нет ни одной книги. Собакевич понимает толк в еде. У него: есть баран -
давай всего барана, есть гусь - давай всего гуся. У Собакевича главное
занятие в жизни - еда. Он нравственный урод, человек без души.
"Казалось, в нем или совсем не было души, или она у него была, но не
там, где следует". У Собакевича трезвый ум, когда речь идет о наживе. У
него все является товаром, предметом купли и продажи. Он сразу понимает,
что Чичикову нужны мертвые души, и он за них заламывает цену как за
живых. Собакевич даже в разговоре начинает путать живых и мертвых. О
мертвых говорит как о живых, каждого начинает расхваливать как хорошего
работника, не замечая, что говорит о мертвых людях. Собакевичи были
убежденными крепостниками, врагами просвещения, твердой опорой
самодержавия в России, основной силой, на которой держался
самодержавно-крепостнический режим в России. В образе Собакевича с
большой силой показано Гоголем мертвящее влияние на душу человека
страсти к наживе, к накоплению. У Собакевича все сосредоточено на
накоплении, насыщенности собственного желудка, упрочении собственного
благополучия. Поэма "Мертвые души" названа так не случайно. Белинский
пишет, что "мертвыми душами" являются сами помещики и чиновники. Н. В.
Гоголь хотел показать, как это страшно, когда "мертвые души" обладают
непомерной властью и владеют сотнями крестьянских душ, многие из которых
были талантливее и умнее, чем их хозяева.