Нация, её признаки и свойства
ВведениеСоциальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется
наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология
изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития
этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает
основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое
изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность.
Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений,
различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных
государств, в том числе и для Российской Федерации.
К
общностям социально-этнического типа относятся племя, народность, нация,
этническая группа и другие этнические образования людей, возникшие в
результате естественно-исторического процесса. Чтобы раскрыть сущность
этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных
понятий, как «народ» и «этнос», поскольку с ними коррелируются все
этнические единицы.
1. Этносы
Ясно, что в
применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п.
слово «народ» имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об
индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не
какого-либо другого смысла в науке существуют особые термины. Ими
являются слово «этнос» (греч. этнос — парод) и словосочетание «этническая общность».
Было время, когда в нашей науке считалось, что существуют три
последовательно сменившиеся в процессе исторического развития формы
этнической общности: племя, народность, нация. И даже годы спустя после
XX съезда КПСС многие советские ученые, прежде всего философы и
историки, придерживались определения нации, данного Иосифом
Виссарионовичем Сталиным (наст. фам. Джугашвили, 1879 — 1953) в работе
«Марксизм и национальный вопрос» (1912), согласно которому нация
характеризовалась четырьмя основными признаками: общностью языка,
общностью территории, общностью экономической жизни и общностью
психического склада, проявляющейся в общности культуры. Определение это
было далеко не оригинальным. Первые три признака И.В. Сталин
позаимствовал из работ по национальному вопросу выдающегося теоретика
марксизма Карла Каутского (1854 — 1938), среди которых прежде всего
следует назвать: «Борьба национальностей и государственное право в
Австрии» (1897 — 1898; русск перевод: Киев, 1906), «Кризис Австрии (язык
и нация) » (1903; русск. перевод: Киев, 1905); «Национальность и
международность» (1908; русск. перевод: К. Каутский. Национальные
проблемы, 1918), четвертый — из труда другого крупного марксистского же
идеолога Отто Бауэра (1882 — 1938) «Национальный вопрос и
социал-демократия» (1907; русск. перевод: СПб., 1909)..В
нашей науке считалось, что все эти четыре признака в той или иной
степени были присущи и другим формам этнической общности: племени и
народности.
Однако различие
не только между русскими и итальянцами, но и между англичанами и
американцами, немцами и австрийцами, сербами и хорватами, французами и
валлонами проявляется в культуре. Нет американского языка, но существует
американская культура. Нет аргентинского языка, но существует
аргентинская культура. Один язык, но разные культуры у сербов и
хорватов.
Общая культура — вот что роднит всех англичан, пока
они остаются англичанами, и отличает их от американцев, ирландцев,
шотландцев и других такого же рода общностей людей, говорящих на
английском языке. Что же касается языковой общности, то она, как в том
случае, когда эта общность в общем и целом совпадает с культурной, так и
в том, когда она значительно шире последней, является одновременно и
важнейшим условием возникновения и развития культурной общности и
существеннейшим компонентом последней.