Пугачев Емельян - ставленник Британской
короны, который воспользовавшись
брожениями умов черни о легитимности
правления Екатерины Великой, самозванно
возвеличил себя "Петром Третьим" и
возглавил российский бунт на деньги
британской короны. Причина "тайной
дипломатии" в том, что при Екатерине
Великой ко двору, торговле и
промышленничеству большей частью
привлекались немцы, а англичане
отодвигались. Но, позже Британия
отоспалась на сыне её Павле Первом,
убийство которого при участии сына Павла
Алесандре Первом стало большой душевной
травмой молодого Импратора,
способствовавшей уходу в монашеские
скитания, и сложному приходу к власти
Николая Первого (Декабрьское восстание) .
Ну, это кратенькая историческая справочка.
Теперь по "Капитанской дочке". Во времена
написания произведения Пушкиным А. С.
(1836 год, журнал "Современник"),
критические брожения умов
"интеллигенции" по поводу монархической
власти (славянофильство) и демократизации
российской жизни по типу Великобритании
(англомания, англофильство) , не позволяли
достаточно точно охарактеризовать
происходившие события в период
Крестьянской войны (1773-1775 годов) .
Поэтому автор избрал в основу интриги
произведения, не само описание жизни
Пугачева, его внутреннего мира, его целей,
задач и причин кровожадной власти
самозванца, а взаимодействие его с
окружающими людьми разных типажей, на
основе записок молодого русского офицера.
Жестокость по отношению к российскому
офицеству и членам их семей, в то же время
великодушие к Гриневу и сопернику Гринева
по части ухаживания за "капитанской
дочкой". Позволение Пугачевым грабить
всех и вся, и в то же время жестокое
наказание своих же за излишний разбой.
Отсюда возник широчайший спектр
неопределенности в характеристике
Пугачева, в его образе, и его "народного
движения". Конфликтность в образе
Пугачева обострялась тем, что Чернь
большей частью его боготворила, как
"обиженного монарха", и делегировала ему
власть и право "наказывать нерадивых
подданных, присягнувших Екатерине".
Парадокс произведения в том, что механизм
народной демократии, который нёс с собой
Пугачёв, не сработал, обнажая
кровожадность и жестокость народной
власти. Всё потому, что Чернь сама по своей
сути была также монархична, как и
офицерство, от имени которого писано
произведение. В том и есть трагедия
"пугачевщины". Кстати, англичане получили
хороший урок в такой "тайной дипломатии"
и пошли другим путем, путем дворцовых
ингриг.
Вывод: Отношение окружающих людей к
Пугачеву сформировалось как к монарху, с
одной стороны как легитимному правителю,
с другой стороны, как к Импеатору
самозванцу. Равно признавашими его
беспредельную власть и жесткость.