М.Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста». В них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая сказки Салтыкова-Щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. Но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь на воеводстве.
Какие же средства помогают писателю создавать комическое в своих произведениях? Прежде всего это сатира. Сатирическое изображение героев, будь то генералы или помещик, или просто вяленая вобла, заставляет читателя улыбаться, а иногда смеяться. Но смех этот горек, потому что совсем не весело сознавать, что герой, скрывающийся за премудрым пескарем, бесцельно потратил свою жизнь лишь на то, чтобы сохранить ее. И что же он имеет в конце концов? Ничего. Одна пустота: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».
Больно видеть, как умелый, ловкий мужик, который все умеет, с рабской покорностью плетет веревку, чтобы генералы могли его связать: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Еще одним средством создания комического является эзопов язык. Очень часто героями сказок Салтыкова-Щедрина становятся представители животного мира: вобла, медведь, орел, пескарь. Но, как и в баснях, откуда заимствовал писатель этот прием, так и в сказках за животным обличьем легко различимы человеческие черты: трусость, низость, глупость и другие.
Сатира Салтыкова-Щедрина в его сказках настолько едкая, что иногда становится не по себе от изображаемых им картин русского быта. Достигает он такого эффекта, используя еще один прием – гиперболу, то есть преувеличение, часто переходящее в гротеск – сильное преувеличение. Вспомните помещика, который так одичал без мужика, что стал и обликом и повадками походить на зверя.
Используя сатиру, иронию, гиперболу, гротеск, Салтыков-Щедрин создает картины, не просто высмеивающие общественную жизнь 19 века, но и выражающие протест против рабского существования. Писатель «резко обнажал сущность отрицаемых явлений общественной жизни и казнил их оружием смеха».