Кутузов и Наполеон (План сочинения)
I. Образы Кутузова и Наполеона - психологические и нравственно-философские полюса романа. Осмысление причин возникновения войн, осмысление психологии завоевателей приводит Толстого к поиску силы, способной противостоять милитаристским идеям.
II. Кутузов и Наполеон - свет и тень романа:
а) олицетворение зла и насилия, гений войны;
б) стремление подчинять себе людей, одерживать верх;
в) увлечение внешними эффектами, отсутствие глубины восприятия жизни;
г) отсутствие связи с людьми, ощущение себя на пьедестале величия;
д) отсутствие естественности и простоты;
е) непривлекательная внешность и позерство;
ж) развенчание в лице Наполеона "наполеоновской идеи", завладевшей людьми;
2) Кутузов как носитель народного духа:
а) воплощение добра и справедливости;
б) демократичность в отношении к людям;
в) отсутствие позы, нежелание действовать по ранее принятым правилам;
г) единение с людьми, понимание духа народа, его желаний и стремлений;
д) естественность и простота как залог величия и правды;
е) непритязательная внешность как своеобразный вызов тем, кто мнит себя героями;
ж) высокие нравственные идеалы, религиозность;
з) отсутствие подобострастия перед императором; осознание чувства собственного достоинства;
и) величие и гениальность Кутузова как полководца;
к) истинный патриотизм;
л) возвеличивание в лице Кутузова русского национального характера.
III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны:
1) герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные "наполеоновскими" чертами, способствуют возникновению войн (так психология войны развивается в людях, далеких от битв, - Курагиных, в Анне Павловне Шерер, в Вере Ростовой и других);
2) герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся победить любые античеловеческие проявления (так психология мира развивается в Наташе Ростовой, Марье Болконской, Соне, а также, как ни странно, в военных людях - Тушине, Тимохине, Денисове и других);
3) Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят путь "от Наполеона к Кутузову" - от ложных ценностей к истинным идеалам.