Орфоэпия – это (от ереч. orthos — прямой, правильный + epos — речь).1. Раздел
языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.2. Совокупность
правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в
данном языке произносительным нормам.Русская орфоэпия включает в себя правила
произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких
согласных (включая условия смягчения согласных перед мягкими согласными),
сочетаний согласных, сочетаний с непроизносимыми согласными, правила
произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов
иноязычного происхождения. Включаемые иногда в орфоэпию вопросы ударения и
интонации, имеющие важное значение для устной речи, не являются объектом
рассмотрения орфоэпии, так как непосредственно не относятся к произношению.
Ударение относится или к лексике (являясь признаком данного слова), или к
грамматике (являясь признаком данной грамматической формы). Интонация служит
важным выразительным средством устной речи, придающим ей эмоциональную окраску,
но не связана с правилами произношения.Важнейшие черты русского литературного
произношения сложились еще в первой половине XVII в. на основе разговорного языка города Москвы. К этому
времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе
особенности произношения северных и южных говоров русского языка. Московские
произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры
в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей.
Так складывались произносительные черты, не свойственные московской
орфоэпической норме (наиболее четко были выражены особенности произношения в
Петербурге — культурном центре и столице России XVIII—XIX вв.).Произносительная
система современного русского литературного языка в своих основных и
определяющих чертах не отличается от произносительной системы дооктябрьской
эпохи. Различия между одной и другой имеют частный характер (отпали отдельные
черты произносительного просторечия, в ряде случаев произошло сближение
произношения с написанием). В последние десятилетия появились новые произносительные
варианты: произношение мягкого [с] в аффиксе -ся (-сь); произношение твердого
долгого [ж] в словах типа жужжать, вожжи; произношение мягких заднеязычных [r], [к], [х] в
прилагательных на -гий, -кий, -хий и в глаголах на -гиватъ, -кивать, -живать и
нек, др.Хотя полной унификации литературного произношения нет и существуют
произносительные варианты, связанные с территориальным признаком или имеющие
стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические нормы представляют
собой последовательную систему, развивающуюся и совершенствующуюся. В
формировании литературного произношения огромную роль играют театр,
радиовещание, телевидение, звуковое кино, которые служат мощным средством
распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.