Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне. Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос. Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах. Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее. Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению). Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность. Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению). Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный. Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов. Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж. . Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж¬даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие. Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов. Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ. Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения. Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания. Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь) 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.