Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
Меценатство — покровительство развитию науки и искусства.
Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената) (Gaius Cilnius Maecenas), который был покровителем искусств при императоре Августе(между 74 и 64 8 до н. э.). Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.
В статье научного журнала «Мир искусств»[1] приводится следующее определение:
Его имя стало неспроста нарицательным – впервые в истории была реализована мощнейшая государственная политика, проводником которой и стал Меценат. Пользуясь поддержкой императора, Меценат направил значительную долю финансов, накопленных Римской империей, на поощрение и поддержку творческой индустрии. Так была создана система государственной финансовой поддержки культуры или мира искусств. С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и ее власти. Поэтому нельзя считать, что меценат – это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат – это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.
Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.
В качестве еще одного примера можно привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов, на протяжении XIX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории. Они начинали свое восхождение к высшим слоям общества в конце XVIII века и в итоге опутали своей финансовой сетью практически все европейские дворы. История финансового успеха начиналась с антикварной лавки родоначальника династии Ротшильдов – Майера Амшеля. Скопив деньги, Майер открыл первый банк Ротшильдов, где можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие, обменять и продать монеты и медали, антиквариат. Со временем эта тенденция лишь укрепилась - к середине XIX века половину своих активов Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой – характеризовали Ротшильдов не столько как накопителей богатства, но и как людей, способных ценить прекрасное.
Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатсяМамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.