Социология как наука использует
ряд методов: 1) наблюдение - это сбор информации путем визуального фиксирования
происходящих явлений и событий. Оно бывает научным и обыденным, включенным и не
включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение
- это изучение социальной группы "изнутри". 2) эксперимент - это сбор
информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и
наблюдения за показаниями изменения индикатора. Он бывает лабораторный и
полевой. 3) Анкетирование - сбор количественных данных на основе представленной
анкеты, которая строится по методу воронки: - вводная часть (введение в
проблему) - основная часть (вопросы по проблеме) - заключительная часть
(социальная) 4) интервью - это метод сбора качественной информации. Оно должно
проводиться только специалистом-социологом. Оно бывает свободное и
стандартизированное. 5) анализ документов - сбор социальных данных при изучении
автобиографии, произведений, картин и т.п. 6) контент-анализ - сбор информации
посредством массовой печати.
1.
Возникновение социологии как науки
Истоки социологии можно найти в
рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по
различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов
даосской школы Мао-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и
размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также
условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты
"Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни,
необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих
людей.
Античная мысль дала новый толчок
исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ
социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или
"Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало
изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи,
права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в
обществе. Авторы античных произведений.
2. Просвещение
Социально-философские идеи
Просвещения, сформировавшие программу общественной науки по меньшей мере на
двести лет вперед, исходили из противоположения наличного состояния общества и
того, что "должно быть". Отсюда и сверхзадача социологии: диагноз и
критика настоящего, а также выработка "совершенных ориентиров" для
сильных мира сего. Однако же за этим противопоставлением скрывается куда более
фундаментальное напряжение между поту - и посюсторонним порядками. Учитывать
данное обстоятельство необходимо хотя бы для того, чтобы не отождествлять
тоталитарную организацию общественной жизни лишь с определенным типом идеологии
и определенной социологической доктриной (например, марксизмом) и, тем более,
не принимать всерьез уверения в чистоте социологического разума в его
либеральной версии.