Произвольное внимание возникает вследствие сознательно поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление действительности. Оно связано с волевым усилием.
Произвольное внимание возникло и сформировалось у человека под влиянием труда и общественной деятельности; без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность, как бы интересна она ни была.
Всякая трудовая деятельность требует постановки и осознания цели, организации и готовности выполнять эту деятельность и затем подчинения цели всех своих действий, в течение всего времени труда, т. е. сохранять устойчивость внимания. В этом и выражается произвольность внимания на все время, пока человек трудится.
В процессе интеллектуальной деятельности также требуется ясно поставленная цель, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.
Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны между собой, произвольное внимание может перейти в непроизвольное, а непроизвольное может стать произвольным. Приведем пример.
Школьник слушает объяснение учителя только потому, что знает — его должны спросить и ему нужно будет рассказать все, о чем говорил на уроке учитель. Установка на слушание и мотивы, побуждающие школьника слушать объяснение, делают рассказ учителя заранее неинтересным для ученика; но слушать надо, и учащийся, проявляя волевое усилие, слушает объяснение, сосредоточивает внимание на рассказе и поддерживает внимание только волевыми усилиями. Такое внимание произвольное.
Но объяснение учителя оказалось интересным и ученик постепенно стал слушать урок без напряжения; он теперь внимателен иначе — его внимание непроизвольное. Через, некоторое время объяснение учителя кажется ученику уже неинтересным — он отвлекается, но, вспомнив о том, что должен слушать, делает над собой усилие и слушает внимательно. Внимание опять становится произвольным.
Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.
1. Осознание долга и обязанностей при выполнении деятельности. Осознание учеником долга — хорошо учиться — вызывает у него волевое, произвольное внимание в тех случаях, когда другие желания отвлекают его от учения.
2. Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности. Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным. Например, учительница говорит, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, так как не осознает, зачем это нужно. Тогда учительница ставит перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибки, будешь их исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением — он осознал необходимость быть внимательным.
3. Устойчивость интересов. Если имеется большой, глубокий интерес к чему-либо, произвольное внимание будет более устойчивым. Например, девочка занимается музыкой, любит музыку и проявляет большой интерес к ней, и, хотя длительные музыкальные упражнения утомительны, интерес к музыке побеждает: девочка внимательна.
4. Привычные условия работы. Если выработаны привычные формы работы, внимание будет устойчивым. Например, многие учителя после перемены сразу начинают активную работу с учащимися, не устраивая проверки присутствующих, не выслушивая сообщений дежурных. Учащиеся настолько привыкли к такому порядку, что сразу же включаются в работу (опыт Липецких учителей).
5. Создание благоприятных условий для деятельности: отсутствие посторонних, отвлекающих раздражителей, наличие нужных материалов, орудий труда (например, у учащихся все учебники и тетради на месте).