Необходимо отметить, что Великий Новгород был центром судостроения на Руси. Развитию этой отрасли прежде всего способствовал тот факт, что, в отличии от южных, северные территории, на которых располагалось княжество, не подвергались многочисленным разорительным набегам со стороны Золотой Орды.Таким образом, Новгородская земля благополучно процветала и развивалась. Купечеству для расширения своих торговых дел уже было мало струг. Им требовались суда для дальних плаваний с хорошей грузоподъемностью и грузовместимостью. В результате в X—XI вв. новгородские мастера создали пригодные к морскому делу суда — ладьи.У новгородских мореплавателей существовала следующая морская терминология: матрос — ладьяр; править судном — корма-нити; штурман — корманиш; руль — кормань, кормило, тимон; рулевой — тимоня.Ладья представляла собой конструкцию длиной 30 м, шириной — 5 м и водоизмещением 200 т. Судно имело три мачты с комбинированными парусами. На грот-мачте закрепляли большой прямой парус, на бризань-мачте — шпринтовый парус, а фок-мачта несла меньший по размерам прямой парус.В отличие от всех ранее рассмотренных средств передвижения по воде ладья была чисто парусным кораблем. Весла использовали только для подхода к причальной стенке, постановки на якорь, а также для преодоления узких мест фарватера.Ладья обладала превосходной скоростью, при хорошем ветре она разгонялась до 11 узлов. При сооружении судна мастера устраивали обшивку вгладь. К шпангоутам ее крепили гвоздями. Пазы конопатили смоляной паклей. Ладья имела непрерывную палубу. В ней делали люк с люковыми закрытиями, которые использовались для приема на борт разнообразных грузов.Трюм судна делили поперечными переборками на отсеки (чердаки). В носовой части внутреннего пространства корпуса располагали помещение для экипажа, в кормовой — размещали каюту вожа (кормщика). Грузовой трюм устраивали между жилыми помещениями.В XII в. произошло смещение центра русского судостроения из Новгородского княжества в районы Белого моря. В новых условиях, которые были достаточно суровыми, выявились все недостатки ладьи. В результате создавались более совершенные, прочные мореходные конструкции.Новую ладью мастера строили намного уютнее. В носовом отсеке сооружали камбуз с кирпичной печью. Благодаря этому моряки могли поесть горячую пищу, согреться и высушить мокрую одежду. Экипаж нового судна состоял из 10—12 человек. Всю хозяйственную работу на корабле выполнял мальчик 12—14 лет (зуек), который считался полноправным членом команды. Ладьи использовались моряками как для перевозки разнообразных грузов, так и для ловли рыбы и морского зверя.