Небольшой тест за 20 баллов.
1. Какое словосочетание характерно для разговорного стиля?
1) акцентировать внимание;
2) выдвигать на первый план;
3) заострять внимание;
4) передёргивать факты.
2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущены ошибки, связанные с управлением?
А. Уборка класса проводилась согласно указаний классного руководителя.
Б. Ввиду сильных морозов занятия в школах были отменены.
В. Данные факты говорят за невозможность проведения здесь соревнований.
Г. Лектор оперировал точными фактами.
3. Какие пары слов не являются синонимами?
1) постамент – пьедестал;
2) искусный – искусственный;
3) символ – эмблема;
4) монумент – памятник.
4. Толкование какого слова дано неверно?
1) вернисаж – торжественное открытие художественной выставки;
2) конференция – собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп людей;
3) контекст- отрывок письменной речи (текста), законченный в смысловом отношении;
4) риторика – наука о построении предложений в тексте.
5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска должны стоять запятые?
А. Тёмная вода играла багровыми бликами (…) как осколками разбитого сосуда.
Б. Впрочем (…) как выяснилось (…) я вообще не бывал в подобных местах.
В. Ему (…) как хорошему специалисту (…) решить эту проблему было несложно.
Г. Осенняя берёза на ветру (…) как парус, вытканный золотом.
1) Б, В 2) А, В, Г 3) А, Б, В 4) Б, Г
Часть 2
1. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте скобок должно стоять тире?
А. Дерево (…) как компас, умей пользоваться им в пути.
Б. «Все ли здесь? – спросил Дубровский. (…) Не осталось ли кого в доме?»
В. Тяжёлое дело (…) бежать через густой угрюмый лес к реке, без дорого, без тропинок.
Г. Конный пешему (…) не попутчик.
2. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых нет пунктуационных ошибок?
А. Первым дело обращали на себя внимание смоляные волосы и густые почти сросшиеся брови этого человека.
Б. Порыв шквального ветра гнёт сосны и взметает с земли ворохи сухих листьев, и шумит верхушками берёз.
В. В этот год осень пришла мрачная, дождливая.
Г. В лучах низкого солнца кудрявится молодая сосновая роща.
1) Б, В 2) А, Б 3) В, Г 4) А, Г
3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Серёжа стоит (1) прижав раковину к уху (2) и (3) затаив дыхание (4) слушает тихий (5) незамирающий гул (6) идущий из глубины раковины.
1) 3, 4, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
2) 1, 4, 5, 6; 4) 3, 4, 5, 6.
4. Укажите правильный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
Всё (1) как-то (2) и оголённые деревья (3) и песок (4) и камни (5) и крыши домов (6) выкрашенные коричневой краской (7) тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе.
1) 1, 2 – тире; 3, 4, 5, 6 – запятые;
2) 1, 3, 4, 5, 6 – запятые; 2 – двоеточие; 7 – запятая и тире;
3) 2 – двоеточие; 1, 3, 4, 5, 6 – запятые;
4) 1, 3, 4, 5 – запятые.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Над занявшем небольшое пространство (1) болотцем (2) как бы всплыл дощатый помост с перилами (3) а чуть поодаль (4) на сумеречном фоне елового леса (5) красуется крохотный (6) словно игрушечный (7) рубленый домик.
1) 2, 3, 4, 5; 3) 3, 4, 5, 6, 7;
2) 1, 3, 5. 6; 4) 2, 3, 6, 7.
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Полный месяц, ярко вырисовываясь на гладкой синеве неба, серебрит тёмную зелень сада и заливает серебряным светом широкую аллею, усыпанную листьями. (2) Тихо в саду. (3) Так тихо бывает только с приходом осени. (4) Ни птицы, ни насекомые не смеют нарушить мертвенную тишину умирающей природы. (5) Только слышен шелест засохших листьев. (6) Это кто-то идёт по аллее.
(По Д. Мордовцеву.)
1. Определите стиль речи.
1) разговорный;
2) научно-популярный;
3) художественный;
4) публицистический.
2. Определите тип речи.
1) описание;
2) повествование;
3) рассуждение;
4) описание с элементами повествования.
3. Какое средство выразительности речи не использовано в тексте?
1) слова с переносным значением;
2) однородные члены предложения;
3) антитеза;
4) эпитет.
4. Укажите односоставные предложения.
1) 1, 6; 3) 4, 5;
2) 2, 3; 4) 2, 6.
5. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
1) 1; 2) 3; 3) 4; 4) 5.