А. С. Пушкин работал над своим самым значительным творением больше семи лет. Начинал роман поэт в 1823 году, а закончил в 1830-м, впрочем, знаменитое “письмо Онегина” было написано еще спустя год. В этот период в социально-политической жизни страны произошли огромные перемены. Подъем общественного самосознания, начавшийся после победы в Отечественной войне 1812 года сменился периодом жестокой реакции после событий 14 декабря 1825 года. Друзья поэта, его сверстники и единомышленники перестали существовать как общественная сила. События в романе происходят до выступления декабристов, но трагические события 1825 года наложили печать жесткой требовательности на мысли и поступки героев.
“Евгений Онегин” — первое произведение в истории русской литературы, в котором автору удалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени. В огромном зеркале романа читатели узнали жгучую современность, себя и своих знакомых, деревню, город
и столицу, помещиков и крепостных. Они услышали живую разговорную, искреннюю речь лучшего из своих современников. За широкий охват жизненных тем, за глубину и точную передачу исторических деталей В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
С присущей ему точностью Пушкин освещает экономическую и культурную жизнь России первой четверти XIX века. Мы мимоходом узнаем структуру торговых отношений России: за лес и сало из-за границы ввозились всевозможные декоративные украшения, безделушки: “гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов”. С восхищением описывает автор театр, балет своего времени: драматург Озеров “дани народных слез, рукоплесканий с младой Семеновой делил”, самым известным постановщиком балетов был Дидло, известная балерина Истомина была “блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна”.
На фоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практически все социальные группы русской нации — от крепостного крестьянства до столичной аристократии. Автор противопоставляет праздной жизни представителя “золотой дворянской молодежи” Онегина деловую, размеренную жизнь трудового Петербурга. Образ жизни аристократии противоестественный: в нем смешались день и ночь, нет места здоровому, целеустремленному труду:
Но, шумом бала утомленный
И утро в полночь обретя,
Спокойно спит, в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
Бессмысленность этого праздного существования, не дающего пищи ни уму, ни сердцу, приносит лишьдушевную опустошенность, скуку и выглядит еще более укоряюще на фоне содержательной жизни делового Петербурга:
...А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Главный герой, умный, критически мыслящий человек, разочарован в окружающей среде, в эгоистичных людях, вполне удовлетворенных своим высоким положением в обществе:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Непроходимые глупцы...