ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН И.А. Гончаров писал, что в комедии "главная роль, конечно роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего
в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним. В этой комедии образ Молчалина является полной противоположностью образа Чацкого. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то
Молчалин - человек более низкого происхождения. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды"
. Столкновение между Чацким и Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Фамусову и Молчалину их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя.