ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
историческое развитие русской
цивилизации определялось прежде всего духовно-нравственными ценностями
русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая
Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,
ибо Православие наиболее близко отвечало духовным и моральным
потребностям наших предков. В своем развитии русская цивилизация прошла
четыре этапа. Первый этап — зарождение — продолжался примерно со II
тысячелетия до н. э. до сер. I тысячелетия н. э. Второй этап —
становление — с сер. I тысячелетия до 2-й пол. XIV в. Третий этап —
расцвет — со 2-й пол. XIV до последней трети XVII в. Четвертый этап — с
последней трети XVII в. до наших дней — может быть охарактеризован
словом разрушение (упадок). Зарождение русской цивилизации. Первой
археологической культурой, которую ученые связывают с восточными
протославянами, является белогрудовская культура. Она была
распространена в XI—VIII вв. до н. э. в лесостепной части Приднепровья.
Племена, относящиеся к этой культуре, занимались земледелием и
животноводством, жили в полуземляночных жилищах в поймах рек,
изготавливали оружие из камня, кремня, кости и бронзы, а также
тюльпановидные сосуды, украшенные гладким валиком, миски с отогнутым
наружу краем и др. От белогрудовской культуры происходит чернолесская
культура земледельческих праславянских племен Северного Приднепровья X —
сер. VII в. до н. э. Для этих племен характерно ведение земледелия и
скотоводства, изготовление тюльпановидных сосудов, лощеных кубков, мисок
и корчаг. Каменное и бронзовое орудия в чернолесской культуре
постепенно заменяют железными (кинжалы, мечи с железными клинками,
железные наконечники копий). В VIII в. до н.э. чернолесская культура
стала основой развития земледельческого населения Северного Поднепровья,
в котором можно видеть упоминаемые древнегреческим историком Геродотом
праславянские племена сколотов-пахарей, или борисфенитов, вынужденных
подчиняться этнически отличным от них кочевникам-скифам. Геродот
пересказывает услышанное им древнее предание о сколотах-славянах
лесостепной Восточной Европы сер. II тысячелетия до н. э. Это предание о
сыне Зевса и дочери реки Борисфена (Днепра), первом царе сколотов
Таргитае и о его сыновьях, которые, обретя упавшие с неба плуг, ярмо
(для скота), секиру и чашу, около 1512 до н. э. начали активно
использовать их в хозяйственной деятельности. Сколоты-пахари были мирным
народом, жившим своим трудом под властью воинственных скифов. В VII — I
вв. до н. э. по рекам южной части Восточной Европы к пристаням
греческих городов двигалось множество людей и больших челнов с зерном,
медом, пушниной, пенькой и другими товарами. Чтобы уберечься от врагов,
они строили городища-крепости, с одной стороны омываемые водой, с другой
огражденные валом с деревянным частоколом и рвом. В городищах
обязательно существовали языческие капища, где возносились молитвы богам
и делались жертвоприношения. Вокруг городища по речной долине
сооружались селения с соломенными кровлями. Кусты селений обычно не
превышали десятка отдельно стоявших дворов или групп дворов, состоявших
из двух или пяти самостоятельных хозяйств. Погребения совершались под
курганами и в групповых могилах. Уже в скифский период у древних
восточных славян начинают зарождаться основы духовной цивилизации,
прослеживается поклонение добрым началам жизни, стремление к
самоуправлению и общинности, нестяжательство и презрение к богатству.
Греческий географ и историк Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.)
отмечает характерные черты сколотов: добротолюбие (любезность),
справедливость и простоту. Союз скифских племен, в который входили и
сколоты-пахари, имел характер государственного объединения во главе с
царем, власть которого была наследственной и обожествлялась. В IV в. до
н. э. скифский царь Атей совершил объединение Скифии от Азовского моря
до Дуная с центром в Крыму