Много лет я работала председателем экзаменационной комиссии в 9-х и 11-х классах школы. Будучи председателем комиссии в 9-х классах, часто во время письменного экзамена по русскому языку я наблюдала такую картину: как только учащиеся узнавали текст изложения (после первого чтения учителем), они старались выйти из класса (используя право, предоставляемое инструкцией), быстро мчались к месту расположения своих сумок, доставали оттуда сборники с текстами изложений для 9-х классов, вырывали листы с текстом экзаменационного изложения, возвращались в класс – и спокойно списывали его в контрольные тетради.
Борьба с этим только административными методами не давала никаких результатов. Понаблюдав за работой учащихся, я пришла к выводу, что ученик должен не только прослушать текст, но и увидеть его, тогда зрительное восприятие текста поможет слуховому.
Вначале я провела эксперимент в 7-м классе, затем опробовала материалы в 8–9-х классах. Вот содержание эксперимента.
Учитель сообщает тему изложения, задание, читает первый раз текст, затем раздает заранее отпечатанные тексты. Каждый ученик работает с текстом изложения 20–25 минут: читает, знакомится с содержанием, работает над словами с пропущенными буквами, знаками препинания (может пользоваться словарем в это время), отвечает на 5–6 вопросов словами да или нет.
Затем учитель собирает тексты, читает изложение еще один раз, потом учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Результаты получились хорошие: грамотность возросла, стилистических и фактических ошибок стало намного меньше.
В настоящее временя у меня уже сложилась система работы и собралось много текстов, которыми я решила поделиться со всеми учителями.
Кроме того, я собираюсь направить письмо в государственную комиссию Министерства образования РФ по разработке экзаменационных изложений и предложить составителям новых сборников изложений учесть мой подход к изложению, чтобы положить конец списыванию готовых текстов на экзаменах.