Нашлемные украшения, сделанные из папье-маше, кожи, дерева или других легких материалов, скорее всего, появились вместе с развитыми закрытыми шлемами. Самое раннее английское изображение - это нашлемник в виде веера на печати короля Ричарда I (1189-1199). Нашлемные украшения служили и для идентификации воина, и для хвастовства. На турнирах они достигали фантастических размеров и необязательно соотносились с гербом владельца. В бою их использование постепенно сходило на нет, уступая место перьям и небольшим украшениям - золотому шару, возможно, с драгоценными камнями, который был популярен в 15 веке. Большинство шлемов простых пехотинцев не были украшены, за исключением, может быть, небольшого платка, намотанного на шлем вроде тюрбана, а иногда и пера; богато экипированные солдаты из личной гвардии могли щеголять драгоценными бляхами и перьями. Бургундские и французские офицеры носили небольшие флажки на шлемах с номерами своих отрядов (фото Дэвид Лазенбю).
Рыцарь 14 века, демонстрирующий свои гербы на щите, седле и лошадиной попоне. Не вполне ясно, когда опознавательные цвета и фигуры, которые отдельные рыцари изображали на своих знаменах и щитах, стали развиваться в сложную систему фамильной геральдики. Начало использования наследственных девизов началось в середине 12 века. Сначала фигуры имели простые геометрические формы, затем животные и предметы, затем, к 15 веку, все это превратилось в довольно сложную науку - геральдику. Небольшие отличия в общей картине могут означать разное положение внутри семьи или ее разные ветви. Воспринимались также различные виды символов, которые могли носиться как знак принадлежности к дому сеньора или его сторонникам. (фото Дэвид Лазенбю. Middelaldercentret).
Ярко сияющие
Легкий дождь, сырой воздух и даже испарения владельца приводят к тому, что на доспехах образуется рыжий налет ржавчины. При определенных навыках его легко можно было привести в нормальное состояние. Доспехи были дорогими, а их внешний вид являлся предметом гордости: есть много упоминаний о чистке доспеха пемзой и оливковым маслом, до блеска. Автору дважды довелось увидеть настоящую поверхность пластинчатого доспеха - небольшие участки, спрятанные под другими частями, тем самым защищенные от губительной полировки, которой подвергались почти все музейные доспехи; эти участки выглядели также как современные стальные зеркала. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудились (Дуврская опись 1361 г. упоминает луженые бацинеты), вороненые до голубого или коричневого цвета, черные прямо из кузни или крашеные (?). Кольчугу тяжело содержать чистой: слишком слабо намасленная она будет ржаветь, слишком сильно - будет собирать на себя пыль и пачкать одежду жирной грязью. Кольчуги сворачивались в мешки с песком и уксусом (1296) или просто клались в бочки с песком.
Хотя те, кто призывался на военную службу, должны были сами себя экипировать, в 13 веке была налажена масштабная торговля снаряжением. Вот красноречивый пример: для снаряжения флота Филиппа IV Французского в 1295 г. агент закупил на ежегодной ярмарке 6309 щитов, 2853 шлема, 4511 стеганых курток, 751 пару перчаток, 1374 горже и пар наручей, 5067 «железных лат», 1885 арбалетов и 666258 болтов, 13495 копий или наконечников, 1989 топоров и 14599 мечей и кинжалов. К 15 веку производство достигло индустриального размаха - миланские оружейники экипировали 4000 всадников и 2000 пехотинцев всего за несколько дней (фото Дэвид Лазенбю. Middelaldercentret).
Двое снаряженных по последней моде рыцарей носят топхельмы, украшенные для турнира, и почти полный пластинчатый доспех, некоторые детали которого спрятаны под тканью, а некоторые дополнены кольчужным полотном (см. иллюстрацию 4).
Небольшой бацинет носился как под топхельм, так и отдельно - отметим, что шлем слева имеет петли для съемного забрала. Украшения и символика были важны не только для обозначения конкретного рыцаря, но и для привлечения внимания к его славным подвигам и распространения его славы. Публичная демонстрация означала богатство, богатство означало власть, власть привлекала к себе новых союзников и клиентов, и устрашала потенциальных врагов и бунтарей. Хозяйственные счета указывают на огромные суммы, потраченные для украшения знамен, шатров, флагов и даже парусов. Для изображения геральдических символов использовались разные виды техник: вышивка, аппликация и рисунок.