Вот тебе материал для сочинения. Апр
2010
Византийские историки VI века о восточных славянах
от Консультант
При этом славяне первоначально как жители лесов (а именно таковыми
их нам рисуют византийские историки VI века) продвигались и расселялись.
преимущественно вдоль больших рек (транспортные артерии) . Местное
население довольно легко ассимилировалось с славянами, как правило
мирным путем. Подавляющая часть нашей информации о ранних славянах
черпается из византийских источников. Даже сведения, сохраненные с
VI-VII вв. сирийскими и арабскими писателями, в целом восходят к
Византии. Византийская историография VI в. фиксировала внимание почти
исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те
или иные отношения. Византийцы писали много лишь о тех районах, которые
находились в сфере непосредственных интересов империи. Начиная со
времени правления Юстина I (518-527) информация о славянах в
византийских источниках начинает расти как снежный ком, хотя, очевидно, и
до этого славяне были в Византии небезызвестными.
а) славяне на Балканах
Особое, обостренное внимание к славянам именно с конца второго
десятилетия VI в. объясняется, прежде всего, тем, что с этого времени
они начинают активно внедряться на Балканский полуостров и уже через
несколько десятилетий овладевают большей его частью. В политической
жизни Балкан все больше играют именно славяне, которые надвигались на
Византию с двух сторон — с севера Балканского полуострова и с низовьев
Дуная. Византийцы упоминают о славянских вождях — они вовсе не цари или
князья, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии.
Дружины всегда шли впереди своего народа, нередко углубляясь в своих
походах во вражескую территорию, как бы готовя ее к славянской
колонизации.
б) западные и восточные славяне
Византийские писатели VI века делят славян на две группы. Западная —
(северо-западная) часть славян так и не обозначались как славяне
(склавины, склавии) . Кажется, к ним относили и балканских славян. Но,
кроме того, византийские писатели VI-VII веков упоминают антов, которых
они считали особой (восточной) группой славян.
Анты обитали от низовьев Дуная, где с ними и сталкивались греки, на восток то ли до Днепра, то ли до Дона.
в) ранние политические объединения восточных славян
Заметим, что древляне, северяне и т.д. в ПВЛ племенами не именуются,
хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует. Ряд
ученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет
не о племенах, но о союзах племен. Такое мнение подкреплялось и большой
территорией таких «племен», как северяне, кривичи и др. Нет термина
«племя» или подобного ему и в списках славян Константина Багрянородного,
который ведет речь о славянах древлянах, северянах и т.д. Вместе с тем
перед нами еще, несомненно, объединение догосударственного или
предгосударственного порядка, скорее всего именно союзы близко
родственных племен. В этих союзах, уже занимавших определенную, четко
фиксируемую территорию, на лицо переходные черты к политическому
объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне, поляне
и т.д. по-видимому, идентичны таким германским «племенам», как франки,
саксы, ба вары и т.д., которые на деле представляли союзы племен, хотя и
сох ранили наименование одного (господствующего) племени.
г) Антский союз
Хронологические рамки существования Антского союза приходятся
приблизительно на 3О-е годы VI века — первые годы VII века, когда союз
был сокрушен аварами, С этого времени имя антов исчезает со страниц
истории столь же неожиданно, как и появляется там. Это свидетельство
того, что термин «анты» вряд ли употреблялся среди самих славян и,
строго говоря, не имело этнического смысла.
По-видимому, он имел чисто территориально-политический смысл и исчез
после аварского разгрома. Народная память сохранила предания об аварах
как о людях богатырского сложения, покоривших славян и всячески
притеснявших их. В частности, если обрин хотел куда-либо ехать, то он
запрягал в телегу дулебских женщин вместо скота. Летописец завершает
сказание тем, что, по его словам, Бог разгневался на обров за их гордыню
и истребил их, так что ни одного обра не осталось. Здесь возникает ряд
интересных вопросов. Летопись говорит о славянах-дулебах, т.е.
(волыняная часть восточных славян)