В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии. Научные открытия в XX веке привели, в том числе, и к созданию супероружия, которое теперь уже некуда деть - настолько оно опасно даже для хозяев. Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе.
Об одном биосоциальном эксперименте идет речь и в повести М. Булгакова "Собачье сердце". Чисто научное любопытство профессора Преображенского, пересадившего собаке мозг человека, приводит к появлению на свет необычного существа - Полиграфа Полиграфовича Шарикова. А огромный эксперимент, производимый в это время в стране, неожиданно показывает, что новое общество -это как раз то, что надо таким монстрам, как Шариков!
Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков "рождается" с одним чувством - ненавистью к тем, кто его обижал. И это чувство как-то сразу попадает в общий кон. Классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д. Получается, что весь "новый мир" построен на ненависти к старому. Ведь для ненависти многого не надо. Она сама по себе разрушает, а что будет потом - это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть "духовный наставник" - председатель домкома Швондер. Шариков подходит Швондеру - у него низкое социальное происхождение и девственно пустое сознание. И карьера Шарикова поистине удивительна - от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак.
Ну кошки еще понятно - пережиток прошлого. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова. Ему полностью чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое. Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого "нового мира". Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам.
Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий всяяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости? Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании - это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, а забрать себе. О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: "Разруха - в головах". Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыванием куска. Почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность. Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям у таким же, как они. Власть шариковы получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны.
В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку. В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, "человеческие" шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. А новые Преображенские должны очень хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жизни за ошибки приходится платить слишком дорогую цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам?