«Море» – одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее.
В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы – «лазурное». Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет. Все остальные изобразительные средства придают морю сходство с живым, думающим, чувствующим существом: «безмолвное» («ты живо», («ты дышишь», «смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты». Как ни прекрасно море само по себе, не только им занято воображение поэта. Море представляется ему живым, мыслящим существом, потому что его волнует и тревожит что-то в собственной душе.
«Стою очарован над бездной твоей» – лирический герой
как будто смотрит на море сверху, с какой-нибудь высокой
отвесной скалы. Море необъятно и бездонно, оно манит к себе, притягивает своей е глубокою тайной •. Движение моря и различные его состояния передают многочисленные глаголы – метафоры и олицетворения: «дышишь», «движет»; «ласкает», «горишь», «блещешь», «бьешься», «ноешь», « подъемлешь», «рвешь», « терзаешь», «вздымаешь»,«скрываешь», «дрожишь». Жуковский наделяет море огромной силой, способностью бороться и нежностью, способностью любить.
По мере разгадки тайны моря раскрываются взгляды поэта-романтика: море находится в земной неволе, как и все живое. Земная жизнь полна борьбы, утрат, разочарований. Только там, на небе, все прекрасно и неизменно. Даже тучи, казалось бы, принадлежащие небу, у Жуковского существуют сами по себе. Они лишь собираются, чтобы «отнять» небо, а само оно – «далекое», «светлое», «ясное»,«чистое». Оно прекрасно и беззащитно. Контраст «темных туч» и «ясного» неба подчеркивает это. Борьба моря с темными, враждебными силами символизирует борьбу человека со злом. Последняя картина – море после бури – показывает психологическое мастерство Жуковского-романтика. Наступившее спокойствие лишь кажущееся, внешнее:
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне спокойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Невольно вспоминается лермонтовский Парус:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Море у Жуковского и парус у Лермонтова – романтические герои. Они не могут существовать без борьбы. Правда, у Лермонтова идеал – сама борьба, а у Жуковского нечто высокое и чистое – «небо». Этот идеал недостижим, но значит ли это, что за него не надо бороться?
По выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии душу и сердце. Мы ясно ощущаем это, читая стихотворение «Море». Нравственное достоинство человека чувство долга – вот что ценил Жуковский в людях и утверждал в своих стихах.