В повести
«Дубровский» А.С. Пушкин противопоставляет добро и зло в виде борьбы
барина Троекурова и разбойника Дубровского. Эта борьба – одна из основных тем
русской литературы, это и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, и «Война и мир»
Л.Н. Толстого, и «братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, вообще, каждое
литературное произведение, так или иначе, отражает борьбу добра и зла. В этой
борьбе добро не всегда одерживает верх. Это стереотип, созданный русскими
сказками. Хорошо, когда эти две силы уравновешивают друг друга, тогда создается
гармония. Об этом можно рассуждать бесконечно.
В повести,
я считаю, добро и зло создают определенную гармонию, Дубровский и
Троекуров дополняют друг друга. Интересно то, что Владимир старается делать
добро через разбой, да и всегда ли добро получается у него? Да, он отбирает
богатство у тех, кто его имеет и раздает бедным, но факт того, что он разбойник
отрицать нельзя. А вот Кирилла Петрович отрицательный персонаж. Но и в нем
можно найти хорошее – его желание извиниться, поговорить со стариком Дубровским
перед смертью, но, увы, тот не выдержал даже вида своего обидчика. Так, думаю,
погибла та небольшая частичка доброты, что так слабо держалась в душе этого
алчного барина. На первый взгляд, Владимир – положительный образ, а Кирилла
Петрович – отрицательный. Но, как видите, в обоих характерах есть особенности и
изъяны.
Любопытен с точки зрения
борьбы зла и добра последний эпизод, убийство Дубровским молодого офицера. Что
хочет показать нам здесь А.С. Пушкин? А то, что любое, даже самое безобидное
зло рано или поздно порождает зло большое. Нельзя, следуя дороге зла, принести
людям добро. Конечно, Дубровский был так называемым «благородным разбойником» и
совершал, безусловно, добрые поступки. Но к чему он в итоге пришел? Этот
человек смог хладнокровно, не поведя даже глазом, убить молодого офицера. Он не
просто разбойник, он – настоящий убийца! Но все это вовсе не означает перевес
зла в повести «Дубровский». А.С. Пушкин всего лишь предупреждает, показывает на
примере судьбы Дубровского, что нет никаких «благородных разбойников» и добро
нельзя нести через злые и подлые деяния