ОРФОГРАФИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1-2 КЛАСС
Орфограмма– это правильное
написание, которое нужно выбрать из нескольких
возможных. Если мы выбираем написание буквы, значит мы встретились с
орфограммой.
Обобщим
орфограммы и правила письма, изучаемые в 1 классе:
1.Согласные звуки и
буквы. Мягкие и твёрдые согласные звуки буквы. Согласный звук и буква Й.
2.Шипящие согласные
звуки Ж, Ш, Ч, Щ. Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.
3.Слова с сочетаниями
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
4.Слова с сочетаниями
ЧК-ЧН-НЧ-ЩН, НЧ-НЩ-РЩ.
5.Обозначение твердости
и мягкости согласных буквами Я, Ю, Ё (Е, И)
6.Обозначение мягкости
согласных с помощью мягкого знака. Знакомство с разделительным мягким знаком.
7.Ударение. Ударные и
безударные гласные. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.
8.Согласные парные
звонкие и глухие. Слабая и сильная позиция звука. Проверочное слово.
При изучении орфограммы безударные гласные
обращается внимание на правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, когда
гласный находится в слабой позиции, без ударения: часы, живот.
Орфография,
изучаемая во 2 классе, базируется на морфемном составе слова. Методическая
логика изучения орфограмм следующая:
-Состав слова.
-Правописание
безударных гласных в корне слова.
-Правописание
парных согласных в корне слова.
-Правописание
непроизносимых согласных.
-Гласные и
согласные в приставках.
-Приставки и
предлоги.
-Разделительный
твёрдый знак
Орфограммы, не связанные с обозначением фонем
-Орфограмма «Заглавная буква».
-Орфограмма «Перенос слова» повторяется и
совершенствуется на каждом уроке русского языка, так как является самой трудной
для усвоения. Чаще это связано с проблемой слогораздела. Переход на чтение
целыми словами приводит зачастую к проблеме забывания деления слов на слоги,
сбивается дыхание, частые ошибки : уд-ачный, радо-сть, позиция, где
скапливается несколько согласных, но нет слога. Ошибки переноса связаны и с
неразличением открытого и закрытого слога (типичная ошибка су-мка, кра-сный, го-рка). Как дополнительный приём рекомендуется
использование для деления слов на перeнос
вертикальная черта: изу|ми|тел|ьный.Это
позволяет экономить время урока, дифференцировать задания для отработки навыка
перноса. Каждая новая тема 1 класса предполагает дополнение к правилам переноса
слов, например, разделительный Ь, Ъ, или двойные согласные.
-Орфограмма «Пробел»
-Орфограмма «Знаки препинания».
Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в
период обучения грамоте. В конце повествовательного предложения ставится
точка, в конце восклицательного
–восклицательный знак, в конце вопросительного предложения – вопросительный
знак. В 3 классе при изучении однородных членов предложения – знакомство с
запятой.