Социальный конфликт пьесы - противоречие между правом любого человека на
достойное этого звания существование и экономико-социальной
реальностью, которая всегда учитывает некоторый процент в "отходы".
Можно ли смириться с такими объективными законами или же есть пути
борьбы? Горький сознательно отходит от анализа конфликта "богатые -
бедные", понимая, что противоречие глубже. Он прекрасно видит разницу
между помощью и милостыней, между уважением к человеку и снисходительной
благотворительностью. Поэтому привычный для прогрессивной литературы
того времени социальный накал уступает место более глубокому и сложному
философскому анализу. Дав страшную картину жизни обитателей ночлежки,
писатель задается вопросом: что может их спасти?
Горького
называют певцом гуманизма. Это понятие очень глубокое, оно включает и
любовь к ближнему, и сострадание, и умение принять человека и
человечество такими, какими они есть, не идеализируя. Пьеса "На дне"
является талантливым образцом художественного исследования гуманизма,
его границ, опасности подмены подлинной любви к людям поспешной
жалостью, помощи - временным утешением. Последнее проповедует антагонист
автора в пьесе - странник Лука.
Лука приходит в ночлежку, сразу
же показывая, что он не видит ничего порочного, ужасного, недостойного в
тех, кого называют "бывшими людьми". Он добр и участлив ко всем, охотно
разговаривает и еще более охотно слушает, для всех у него находятся
утешение и поддержка. Но воспрянувшие поначалу духом, посветлевшие душой
герои скоро заплатят страшную цену за то, что поверили в несбыточные
мечты. Самым горячим оказался Актер - и он не смог пережить крушения
последней надежды. Он узнал, что "праведной земли" нет, и как человек из
притчи Луки, повесился.
Пассивное сострадание, "ложь во
спасение" могут поддержать ненадолго. Нельзя сказать, что они не нужны,
что в доброте Луки - только плохое. Но это временная опора. Дальше,
считает Горький, нужно найти в человеке силу и способность опираться
только на себя, не прячась от реальности, но и не сдаваясь. Кто-то
сказал, что человек становится сильным только тогда, когда понимает, что
протянутая ему рука помощи есть продолжение его собственного правого
плеча. А наш современник, трагически погибший актер и режиссер Сергей
Бодров-младший говорил, что, когда у тебя жизнь вышибает почву из-под
ног, нужно вцепиться в себя, как в поручни, и держаться изо всех сил.
Такая позиция была близка Горькому, человеку, прожившему очень сложную
жизнь.
И все-таки, как решает для себя автор проблему гуманизма?
Он заодно с Сатиным, он знает, что человек - это звучит гордо, что
человек силен верой в себя, свой разум и силу. Но Горький каким мы знаем
его по биографии, по воспоминаниям множества людей, был человеком
огромной доброты. Он знал цену вовремя сказанным словам утешения и
поддержки, он помогал многим и многим. Но его помощь была действенной, и
слова не подменяли действия, а сопровождали его. В пьесе иллюзии,
внушенные Лукой, не нанесли вреда только Анне, которой они облегчили
уход из жизни. Страшный приговор: обман несовместим с жизнью, его может
принять только смерть. И все-таки Горький, резко осуждая философию Луки,
понимает: иногда нужно дать человеку ниточку, держась за которую, он
может выбраться из пропасти и вернуться к жизни.
Социально-философский
конфликт пьесы разрешается в речи Сатина. Здесь слышен голос Горького,
его правда: нужно принять жизнь, не прятаться от реальности, опираться
на лучшее, что есть в человеке. В человека нужно верить, чтобы он
поверил в себя. Но нельзя отказывать ему в любви и жалости, потому что
не вовремя сказанная правда убивает.