Ломоносов в русской и российской
истории – Леонардо Да Винчи в европейской.
И, если Леонардо Да Винчи был в основном инженером (так бы это сейчас
называлось), то Михайло Васильевич Ломоносов был Ученым. Именно так, с большой
буквы. Сложно, одним словом сказать, кем он был. Физиком? Да. В период
торжества теплорода именно он отстаивал теорию, что теплота обусловлена
движением корпускул (молекул-атомов) и продвигал атомно-молекулярные
представления о строении вещества. Химик? Да, он открыл закон сохранения материи
и движения. Одного этого хватило бы, что бы остаться в памяти людей. Он исключил флогистон из химических агентов и
заложил основы физической химии. Он первым начал читать лекции по физической
химии. Ребята, он открыл атмосферу на Венере!
Он исследовал силу тяжести, проводил опыты с электричеством, выдвинул свое
учение о свете и создал новые оптические приборы. Например, телескоп-рефрактор,
и только через 27 лет подобный прибор создал Гершель, который и считается
автором изобретения. Он создал прибор для «сгущения света» что бы рассматривать
ночью удаленные объекты на море «ночезрительную трубу», как он сам этот прибор
назвал. Он создавал барометры, аппарат для поднятия в воздух метеорологических
приборов, держитесь за что-нибудь, на принципе геликоптера, попросту –
вертолета. Прибор для того, что бы
глубже видеть дно. Его «горизонтоскоп» - это прообраз перископа.
Он изучал строение Земли, объяснил происхождение многих
минералов.
Мало? Он первый начал отстаивать важность для России и мира
Северного морского пути и освоения Сибири – «Могущество России будет
произрастать Сибирью и Северным океаном».
Он и историк, он обоснованно критиковал норманнскую теорию
происхождения Руси.
В искусстве возродил производство смальты и создавал с учениками
мозаичные картины, возродив мозаику.
Основатель силлабо-тонического стихосложения. Способ, когда безударные и
ударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для стихотворения.
Вот образец от Ломоносова:
Науки юношей
питают,
Отраду старым
подают,
В счастливой
жизни украшают,
В несчастной —
случай берегут;
Создатель русской оды и высокого стихосложения. Это он ввел
классицизм в русскую литературу, разделив ее на высокий, средний и низкий
стили, что дало возможность упорядочить теорию стихосложения. Занимался
грамматикой русского языка.
Я не пытался перечесть все его дела, хотел показать широту
его интересов и кругозора. Ну как его называть? Только Ученым. Или Гражданином,
тоже с большой буквы.
Родился под Архангельском в 1711 году. Сын крестьянина. Отец
был человек добрый «в крайнем невежестве воспитанный». Говорят, пешком пришел в Москву (это почти 500
километров), что бы учиться. С 19731 по 1734 год учился в
Славяно-греко-латинской академии в Москве. И уже в 1735 году отобран в числе 12
учеников для определения в Академию наук. В 1736-39 Марбургский университет в
Германии. Был избран членом Академий наук и художеств многих стран. Умер от
воспаления легких в 1765 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.