Грамотическое значение учительница

0 голосов
31 просмотров

Грамотическое значение учительница


Русский язык | 31 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Грамматическое значение словосочетания — это отношения между его компонентами. Отношения опираются прежде всего на категориальные значения частей речи. Части речи, как известно, обозначают предмет в широком смысле (имя существительное) , действие (глагол) , признак (прилагательное, наречие) . В соответствии с этим в словосочетании выражается три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное (объектное) . Определительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак: новая, Катина, мой, из фарфора, высшей категории. Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — признак: на заводе, по вечерам, много, поздно, объясниться, от мороза, всюду. Дополнительное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие или проявляется признак: книгу, хлеб, с соседом, стихи, о будущем, награды, к женщинам, к берегу, от берега. 

Однако грамматические значения частей речи в высшей степени абстрактны, поэтому грамматическое значение словосочетаний может устанавливаться с учетом других значений слов-компонентов словосочетания. Например, словосочетания, построенные по схеме : 1) учителя, 2) квартиры, 3) леса, 4) ветра, 5) урожая, — обозначают предмет + предмет (1, 2), признак (тишина) + предмет (3), действие (шум, уборка) + предмет (4, 5). Значение в примерах 1—4 — определительное, в 5-м — объектное (дополнительное) , так как главное слово называет действие (уборка) , а зависимое — предмет, по отношению к которому осуществляется действие (урожай) . В примерах 1—5 главные и зависимые слова принадлежат к одной части речи и имеют одно грамматическое значение — обозначают предмет, будучи существительными. Но по значениям основы, то есть по категориально-семантическому значению, эти существительные распределяются по трем группам: 1) называющие собственно предмет (книга, дверь, лес) , 2) называющие признак (тишина — ср. тихий) , 3) называющие действие (шум, уборка) . Основываясь на этих значениях, мы и устанавливаем грамматическое значение в словосочетаниях (определительное и дополнительное (объектное) .

(225 баллов)