Для того, чтобы повысить свою речевую культуру, мне необходимо, прежде всего, много работать над собой, следить за своей речью, совершенствоваться, и, безусловно, ставить перед собой цели и достигать их. Совершенствовать свою речевую культуру невозможно без культуры чтения и общения.
Вспоминается сказка Пушкина "Сказка о мёртвой царевне,,." и догадка богатырей: "И по речи те спознали, что царевну принимали". Получается, что культура речи связана с хорошими манерами. Ведь нельзя говорить, допустим, с преподавателем так же свободно, как со своим другом, а с другом сдержанно, отшлифовывая свою речь, убирая из неё молодёжную лексику. Необходимо всегда осознавать круг, в котором общаешься. Думаю, что культура речи во многом зависит от понимания с кем общаешься. С ребёнком, уж точно, не буду вести заумные беседы, не поймёт, общения не получится.
Если бы я был учителем, я предложил бы своим ученикам игру "Круг общения". Группа учеников представляла бы определённый слой общества, или профессию, или эпоху, или различный возраст. Можно выбрать ситуацию и разыграть её, соблюдая речевые характеристики той или иной группы. Будет интересно и готовиться к такой игре, и следить за другими группами, и обсуждение после. Благодаря подобным играм надолго запомнятся речевые нормы.
Итак, речевая культура - это совокупность знаний о языке, постоянное чтение, хорошие манеры, осознание круга общения и добрая воля собеседника.