Сказка «Семейство щелочных металлов»
Жили-были такие элементы, как литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs и франций Fr. Поодиночке они не жили, а только в соединениях с другими элементами. Франций же был получен искусственно при ядерных реакциях. И вот однажды после долгих похождений по всем группам и периодам. Они по указке Менделеева, пришли в первую группу и стали называться щелочными металлами. Они все серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие и легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию. Относительная атомная масса их различна: у Li – 7, у Na – 23, у K – 39, у Rb – 85, у Cs – 13, а у Fr – 223.
Вот встали они в первую группу, главную подгруппу и по порядку, вот и их порядковые номера: Li – 3, Na – 11, K – 19, Rb – 37, Cs – 55, Fr – 87.
Стали они жить да поживать, но вдруг им стало скучно сидеть одним, и они решили подружиться с водородом, но он отверг их дружбу, и водородных соединений не вышло.
И вот в один день, гуляя по своей группе, увидели, как - будто бы на летательной тарелке к ним спустился инопланетянин – очаровательный кислород О2, металлы и кислород познакомились и вот что вышло:
4 Li + О = Li2О
2 Na + О = Na2О2
2 K + О = K2О2
2 Fr + О = Fr2О2
2 Cs + О = Cs2О2
2 Rb + О = Rb2О2
Только литий образовал оксид с кислородом, а все остальные – пероксиды.
Но металлы хотели ещё с кем – нибудь подружиться, и в один прекрасный день они встретились с группой простых веществ и сложных.
Я обозначу щелочные металлы буквами – Ме.
И они опять подружились.
2 Ме + Cl2 → 2MeCl
2 Ме + S → Me2S
2 Ме + 2 HCl → MeCl + H2
2 Ме + 2 HOH → 2MeOH + H2
2 Ме + H2 → 2MeH
И даже водород с ними подружился.
В один день разговорились эти элементы о своей пользе, да как начали, как начали, особенно натрий и цезий. Натрий применяется в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакторах, в качестве катализатора при синтезе некоторых органических веществ.
А другие щелочные металлы, особенно цезий, способны превращаться в положительно заряженные ионы даже под действием света. Это свойство используется в фотоэлементах – приборах, превращающих энергию света в электрическую, и для изготовления автоматически действующих аппаратов.
И вот стали они жить – поживать, да добра наживать. И по сей день живут. Но вот и сказке конец.
P.S. Можешь что то удалить)))
В большом семиэтажном доме, в подъезде щелочных металлов, на втором этаже жил Литий - самый легкий и беззаботный металл. Он, как и все щелочные металлы, очень активно взаимодействовал с Кислородом, неметаллами, Водородом и Водой. Как и все, защищался от Кислорода, но носил не керосиновую, а вазелиновую шубу, так как был очень легким и всплывал в керосине.
Но все же Литий не был во всех отношениях похожим на своих собратьев: он был добр, щедр и прост. Он с охотой отдавал свои электроны и Кислороду, и Азоту, и многим другим элементам. Из-за этих-то особенностей Литий страдал, так как другие щелочные металлы, особенно такие хитрые как Калий и Натрий, не давали ему прохода. Дело было в том, что когда щелочные металлы горели в кислороде, каждые два их атома отдавали одной молекуле Кислорода два своих электрона - каждому атому по одному. Остальные электроны они припрятывали до поры до времени. Литий же был честен - отдавал молекуле Кислорода в два раза больше электронов, чем остальные металлы: на четыре атома Лития - четыре электрона. Да и с Азотом Литий взаимодействовал спокойно, при обычной температуре, не то что другие - при нагревании.
И решили Натрий и Калий допытаться у Лития: почему он так поступает? Нет ли в его поведении каких-либо скрытых выгод?
Спрашивает Натрий: "Почему ты, брат Литий, все свои электроны Кислороду отдаешь? Не лучше ли делать так, как мы? " Отвечал Литий: "Я всегда рад помочь другим, не то что вы - жадничаете. Я рад, что в моем оксиде Кислород имеет свою обычную степень окисления -2, не то что -1 в ваших странных, ни на что не похожих пероксидах" Сказал так и ушел восвояси. Долго стояли Натрий и Калий в раздумье, но так ничего и не поняли. И сейчас с Кислородом продолжают пероксиды образовывать.