Поучение — это жанр церковного
красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и
произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.
Поучение могли произносить деятели церкви. Князь — представитель высшей
власти, освящённой церковью, он мог произнести или написать поучение.
Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже XI-XII
веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, был
посредником в конфликтах. В 1097 году по инициативе Мономаха князья
собрались на съезд в Любече, чтобы прекратить усобицы. Однако этого
сделать не удалось.
В 1113 году умер Святополк Изяславич, бывший
тогда киевским князем. Киевляне позвали на княжение Владимира Мономаха,
который пользовался заслуженной славой крупного полководца и радетеля за
русскую землю. Мономах стал великим князем в обход старшинства, что
нарушало сложившийся к тому времени порядок наследования. На киевском
престоле он был в 1113-1125 годах и позаботился о том, чтобы успокоить
волнующееся население. Именно по его уставу было облегчено положение
закупов, запрещено долговое рабство.
Поучение, составленное
Владимиром Мономахом, обращено главным образом к его собственным детям,
призывает людей в первую очередь выполнять заповеди, которые оставил
людям Христос: не убивать, не отвечать злом на зло, выполнять свои
клятвы, не возгордиться, не причинять вреда людям, уважать старших,
помогать несчастным и убогим. Рядом с наставлениями, которые полностью
соответствуют заповедям Иисуса Христа, мы встречаем и чисто практические
советы: не снимать оружия второпях, не топтать чужие посевы, с почётом
принимать послов, изучать иностранные языки. Мы можем сказать, что все
советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время.
Совет:
«не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни
посевам» — связан с частыми путешествиями Владимира Мономаха и его
дружинников («отроков») по русской земле, где нужно было соблюдать
осторожность и проявлять внимание к земле, по который проезжаешь.
Советы:
«напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте» — связаны с
христианской заповедью помогать тем, кто просит о помощи, бедным, нищим,
немощным, увечным, проявляя сочувствие и сострадание.