В Кодексе царя Хаммурапи (1792-1790 годы до нашей эры) содержится детально разработанный раздел об охране лесов. Испытывая большую потребность в древесине и заботясь о будущем, дальновидный вавилонский правитель приказал разбить принадлежащие ему леса на отдельные участки и передать их в ведение специальных сторожей - лесничих. Должностные преступления лесничих карались сурово - смертью. В том же кодексе был предусмотрен высокий штраф за незаконную порубку деревьев в чужом саду. Он составлял полмины серебром, то есть 252,5 грамма благородного металла.
В III веке до нашей эры при индийском императоре Ашоке было издано большое количество законов об охране природы. Они опирались на буддийскую религию и объявляли священными носорога, попугая, майну, гусей, некоторых рыб. За убийство этих животных были установлены суровые наказания.
Инки запрещали под страхом смертной казни появляться посторонним на Гуановых островах (Южная Америка) во время гнездования там бакланов и олушей, так как применение гуано обеспечивало высокое плодородие засушливых западных склонов Анд.
Задолго до нашего летоисчисления в Китае отдельными правителями княжеств было учреждено несколько заповедников.
В первом письменном документе русского права - “Русской правде” Ярослава Мудрого - речь шла об ограничениях добычи лебедей, бобров и других ценных животных. В XIII веке во Владимир-волынском княжестве была отведена специальная территория, на которой полностью запрещалась охота.
Во время правления “царя-охотника” Алексея Михайловича издано 67 указов, в которых говорилось о сроках и правилах охоты, устанавливались наказания, а браконьерство, назывались запретные для охоты мест, вводились пошлины и сборы за право добычи диких зверей и птиц.