Почему стихотворение называется"элегия"

0 голосов
56 просмотров

Почему стихотворение называется"элегия"


Литература (12 баллов) | 56 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня) , литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального) , чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции. Э. возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Мим-нерм, Тиртей, Феогнид) , первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий) , преобладающей становится любовная тематика. 
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - " Элегия ".Свое стихотворение Некрасов назвал элегией неслучайно. Элегией принято считать лирическое стихотворение, передающее интимные, сугубо личные чувства. 
Стихотворение "Элегия "было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. 
Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. 
Один из них писал: "То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему". 
Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения : 
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. 
Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной ифмовкой, то есть александрийский стих-торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской "Деревней". Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова : 
...Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам.. . -и у Пушкина: 
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам.. . 
Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь вемен. 
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в "Элегию" описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия-это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. 
Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения : 
Я лиру посвятил народу своему. 
Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен.. . 
В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением "Эхо": 
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. 
Тебе ж нет отзыва.. . Таков и ты, поэт! Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения: 
...Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, - Увы! не внемлет он - и не дает ответа.. . 
Это ориентация на отступление из финальной части поэмы Гоголя "Мертвые души".

(16 баллов)