Государство - система управления обществом.
Патриархальная. Возникла в древности – родоначальником ее считается
Аристотель, впоследствии развивалась в трудах англичанина Филмера
и русского ученого Михайловского. Основная посылка патриархальной теории
состоит в том, что государство – это результат разрастания семьи. Семья
складывается естественным путем, и в ее рамках возникают отношения подчинения.
Глава семьи выступает как хозяин, беря на себя заботу о существовании и
процветании семьи, т.е. всю полноту ответственности за ее судьбу. Члены семьи
обязаны подчиняться главе семьи, выполнять его указания. Такого рода отношения
проецируются (распространяются) на всю сельскую общину, в которой также
существует глава общины, выполняющий схожие функции.
Религиозная (теологическая), или «теория двух мечей». Главным
постулатом религиозной теории является то, что божественное существо
сотворило все сущее – Вселенную, Землю, человека, государство и право.
Таким образом, все социальные различия, существующие в обществе – естественны,
поскольку заданы изначально богами. Богами созданы механизмы регулирования
жизни в обществе, и все должны подчиняться божественным законам. Сформулировал
данную теорию в законченном виде в XIII в. Фома Аквинский, впоследствии
причисленный к лику святых католической церкви. Он предполагал, что у
основателей церкви было два меча для того, чтобы карать грешников. Один был
вложен в ножны, ибо не пристало церкви самой использовать меч – он оставлен для
того, чтобы карать грешников на Страшном Суде. А второй меч был вручен
государям (королям, царям) – для того, чтобы вершить земные дела от имени
богов, ибо (как уже говорилось выше) власть является божественной по
происхождению, а монарх – наместник богов на земле.
Договорная. Изначально возникла в Древней Греции, но наивысшее
развитие получила в трудах просветителей – Спинозы, Руссо, Гоббса,
Локка, русского ученого и писателя Радищева. Данная теория резко
отрицает божественность государства и государственной власти. Она исходит из
того, что государство есть результат общественного договора (не в прямом
смысле, когда подписан единый документ, а в смысле единого волеизъявления
народа).
Органическая. Появление теории отмечено еще в древнеиндийских
Ведах, впоследствии она разрабатывалась англичанином Спенсером. Эта
теория отождествляет общество и живой организм, проводит аналогию в
функционировании органов живого организма и общества.
Расовая теория сложилась в конце XIX - начале XX вв. на основе
труда француза Гобино, в котором высшей расой объявлялись светловолосые
и голубоглазые арийцы как создатели всех высокоразвитых цивилизаций, мыслей
немецкого философа Ницше о сверхчеловеке и т.д.
Теория насилия возникла в XIX веке в Германии, родоначальниками ее
считаются философы Каутский и Гумплович. Государство, считали
они, возникает в результате завоевания (порабощения) одних племен другими, или
одной частью населения другой.
Психологическая теория, созданная русским ученым Петражицким
в середине XIX в., предполагает, что государство – это результат
психологических переживаний. Он ввел понятие эмоций как истинных мотивов,
двигателей человеческого поведения. В силу эмоциональных особенностей одни люди
от рождения испытывают потребность властвовать, другие – подчиняться (так
называемые «ведущие» и «ведомые»). Осознание такой необходимости и приводит
к возникновению государственно-властных структур.
Марксистская теория - не влезает, найди в поиске.