Е
выходя в целом почти до конца XVII в. за
рамки религиозных форм, искусство
отражало кризис официальной церковной
идеологии и постепенно утрачивало
цельность мировосприятия: непосредственные
жизненные наблюдения разрушали условную
систему церковной иконографии, а
заимствованные из западноевропейской
архитектуры детали вступали в противоречие
с традиционной композицией русского
храма. Но этим отчасти подготовлялось
решительное освобождение искусства от
влияния церкви, совершившееся к началу
XVIII в. в результате реформ Петра I. После
монголо-татарского нашествия долгое
время летописи упоминают лишь о
строительстве недошедших до нас
деревянных сооружений. С конца XIII в. в
избежавшей разорения Северо-западной
Руси возрождается и каменное зодчество,
прежде всего военное. Возводятся каменные
городские укрепления Новгорода и Пскова,
крепости на приречных мысах (Копорье)
или на островах, порой с дополнительной
стеной у въезда, образующей вместе с
основной защитный коридор – «захаб»
(Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены
усиливаются могучими башнями, в начале
над воротами, а затем и по всему периметру
укреплений, получающих в XV веке планировку,
близкую к регулярной. Неровная кладка
из грубо отесанного известняка и валунов
наделяло сооружение живописью и усиливало
их пластическую выразительность. Такой
же была кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й
половины XIV вв., которым обмазка фасадов
придавала монолитный облик.
Храмы
строились на средства бояр, богатых
купцов. Становясь архитектурными
доминантами отдельных районов города,
они обогащали его силуэт и создавали
постепенный переход представительного
каменного кремля к нерегулярной
деревянной жилой застройке, следующей
естественному рельефу. В ней преобладали
1—2 этажные дома на подклетах, иногда
трехчастные, с сенями посередине. В
Новгороде развивалось его прежняя
планировка, прибавилось улиц, ведущих
к Волхову. Каменные стены Детинца и
Окольного города, а так же церкви
построенные на средства отдельных бояр,
купцов, и групп горожан, изменили облик
Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят
в завершениях фасадов церквей от
полукружий-«закомар» к более динамичным
фронтонам – «щипцам» или чаще к
трехлопастным кривым, отвечавшим форме
сводов, более низких над углами храма.
Величественны и нарядны храмы 2-й половины
XIV в. – поры расцвета новгородской
республики, — полнее отражавшее
мировоззрение и вкусы горожан. Стройные,
удлиненных пропорций, с покрытием на
восемь скатов по трехлопастным кривым,
которое позднее часто переделывалось
на пощипцовое, они совмещают живописность
и пластическое богатство архитектурного
декора (уступчатые лопатки на фасадах,
декоративные аркады на апсидах, узорная
кирпичная кладка, рельефные «бровки»
над окнами, стрельчатые завершения
перспективных порталов) с тектонической
ясностью и компактностью устремленной
вверх композиции. Широкая расстановка
столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородские храмы
становятся интимнее и уютнее, и них
появляются паперти, крыльца, кладовые
в подцерковье.