Кальвинизм-Основные положения кальвинизма изложены в книге Ж.. Кальвина «Наставления в христианской вере», которая вышла в 1536 году. Сущность данного течения определяет не столько учении об оправдании верой (что является характерным для всего протестантизма), сколько принципиально новое понимание христианского призвания и предназначения в жизни. Центральной идеей является идея призвания человека Богом для реализации в мире избранной ему судьбы. Согласно кальвинизму считается, что Бог изначально предопределяет возможный жизненный путь каждого отдельного человека. Благодаря дару веры одни избраны для счастливой мирской жизни и спасения в вечном блаженстве, другие же обречены на земные страдания и гибель души после смерти. Сам же человек, ни верой, ни добрыми делами не в силах изменить предназначенную ему судьбу. Считается, что по определённым признакам можно определить «приговор» Бога и осознать сущность своей судьбы: если христианин хорошо устраивает свою жизнь, достигает успеха в профессиональной деятельности, добивается материального благосостояния и способен проявлять целеустремленность, энергию и волю – он избран Богом для вечного спасения. В случаи, если человек не в состоянии правильно распоряжаться своей жизнью и его преследуют бедствия, болезни и неудачи, то душа этого человека обречена нести тяжкий крест отверженности Богом
ИЕЗУИТЫ (лат. societas Jesu — oбщество Иисуса), католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях широкого распространения протестантизма и критики традиционного монашества перед иезуитами ставились задачи распространения и защиты веры, а также воспитания «добрых католиков», чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Осуществлению задач ордена служили централизм и иерархия; от киновии иезуиты практически отказались, и любой из них мог по необходимости жить в миру; единое орденское одеяние также отсутствовало.