В
учебниках «Русская словесность. От слова к словесности» Р.И. Альбетковой
разговор об эпитете начинается в 5-м классе и продолжается до 9-го. Ведь это
языковое средство не так просто, как кажется на первый взгляд. В 5-м классе,
рассматривая стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», мы видим эпитеты: волнистые туманы;
печальные поляны; льет печально свет;
по дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный;
утомительно гремит. При
этом замечаем, что эпитетами могут служить не только прилагательные, но и
наречия.
Предложим
школьникам высказать свое мнение о том, для чего поэт использует эпитеты, и
запишем их слова на доске: «показывают, как выглядит предмет», «мы видим
предмет», «передает настроение». Учитель обобщит: поэт запечатлел в словах
картину и свое отношение к ней, и мы представили себя среди зимних бескрайних
равнин, нам передалась грусть поэта. Значит это художественный образ.
Теперь
прочитаем определение эпитета в учебнике: «Эпитет –
это художественное определение предмета или явления. В художественном
произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствоватьотношение
автора к нему».Осмыслим,
что написано в учебнике дальше: «Эпитетами могут служить слова как в прямом, так
и в переносном значении». Слова печальные,
печально употреблены в переносном
значении, состояние человека перенесено на неодушевленные предметы. Остальные
эпитеты – слова в прямом значении: дорога скучная, то
есть вызывающая скуку, тройка борзая, то
есть быстрая, резвая, колокольчик однозвучный, то
есть издающий один и тот же звук, гремит утомительно, то
есть вызывает утомление.