Создал судебник 1497 это закон не дающий привилегий богатым и знатным людям.
Судебник обеспечивает участие представителей общины в суде. Чтобы
сделать суд доступным для простых людей, пошлины были снижены в пять
раз. Категорически запрещаются «посулы» (то есть взятки) . Судьям
давался строгий наказ быть внимательным к жалобщикам: «А каков жалобник к
боярину приидет и ему жалобников от себе не отсылати, а давати всемь
жалобником управа… » Понятно, что крестьяне больше всего страдали от
произвола богатых и сильных, от требований исполнять барщину и платить
оброки сверх законных норм.
Таким образом, Судебник Ивана III
воспринял основную идею традиционного восточного права – идею защиты
справедливости. Но еще более удивительно, что Судебник воспринял
восточные методы защиты справедливости. “Русская правда” киевских времен
не знала столь характерных для Востока жестоких казней и телесных
наказаний. В Судебнике Ивана III такие наказания полагаются за многие
преступления – специалисты в один голос говорят, что эта практика
позаимствована с Востока ]. Таким образом, Иван III вполне усвоил
основной принцип восточной монархии: защита справедливости требует
суровых наказаний.
«Современники заметили, что Иоанн… явился грозным
государем на московском великокняжеском престоле… - писал С. М.
Соловьев, - он первый получил название Грозного, потому что явился для
князей и дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и
строго карающим за ослушание… » После 1485 года Иоанн называет себя
«государем всея Руси» , а бояре именуют себя «государевыми холопами»
великого князя – подобно «государевым рабам» в Турции . Летописи больше
не сообщают о совещаниях царя с боярами, подобных совещанию, которое
имело место в 1471 году перед походом на Новгород. На коронации
Дмитрия-внука в 1497 году великого князя называют уже не иначе как
«самодержцем» , а на наследника престола возлагают «шапку Мономаха» .
Подобно византийскому императору (и турецкому султану) великий князь
стремится выступать в роли самодержавного монарха.
Итак, можно
прийти к выводу, что в конце XV века в России происходило частичное
перенимание османских порядков: перенимались поместная система,
переписи, судебные установления. По-видимому, можно сказать, что имел
место широкий комплекс реформ, попытка преобразования России по
османскому образцу. Эти преобразования в определенной степени можно
сравнить с реформами Петра I – в том и в другом случае за образец для
реформ бралась наиболее могущественная держава того времени. Чтобы ни у
кого не было сомнений, кому следует подражать, Петр I приказал носить
европейскую одежду – распоряжение с виду совершенно ненужное, но вполне
выявляющее суть событий. Среди законов Ивана III есть подобное с виду
совершенно ненужное распоряжение - но оно не оставляет сомнений, кому
подражал великий князь. Иван III запретил своим подданным пить вино* -
всякому становится ясным, что идеалом великого князя была Османская
империя.
После смерти Василия III преобразование Россию по османскому образцу на время остановилось - начался период боярского правления.