: Прочитайте, пожалуйста, диалог Акакия Акакиевича с Петровичем.
( Три ученика читают по ролям, а также демонстрируют иллюстрации к тексту).
- Здравствуй, Петрович!
- Здравствовать желаю, сударь, - сказал Петрович и покосил свой глаз на руки Акакия Акакиевича, желая высмотреть, какого рода добычу нес.
- А я вот к тебе, Петрович, того…
Нужно знать, Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того…" - а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил.
- Что ж такое? - сказал Петрович и обсмотрел в то же время своим единственным глазом весь вицмундир его, начиная с воротника до рукавов, спинки, фалд и петлей, что все было ему знакомо, потому что было собственной его работы. Таков уж обычай у портных: это первое, что он делает при встрече.
- А я вот того, Петрович… шинель -то сукно… вот видишь, везде в других местах совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того.. на спине, да еще вот на плече в одном немного попротерлось, да вот на этом плече немножко - видишь вот и все. И работы немного…
- Нет, нельзя поправить: худой гардероб!
У Акакия Акакиевича при этих словах екнуло сердце.
- Отчего же нельзя, Петрович? - сказал он почти умоляющим голосом ребенка, - ведь только всего что на плечах поистерлось, ведь у тебя есть же какие -нибудь кусочки…
- Да кусочки-то можно найти, кусочки найдутся, - сказал Петрович, - да нашить -то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой - а вот уж оно ползет.
- Пусть ползет, а ты тотчас заплаточку.
- Да заплаточки не на чем положить, укрепиться ей не за что, подержка больно велика. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится.
- Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!..
- Нет, - сказал Петрович решительно, - ничего нельзя сделать. Дело совсем плохое. Уж вы лучше, как придет зимнее холодное время, наделайте из нее себе онучек, потому что чулок не греет…а шинель уж, видно, вам придется новую делать…