Нужна проблема, позиция автора, и аргумент из литературыНужна проблема, позиция автора, и аргумент из литературы
1) Несколько лет назад, не помню, в каком советском журнале, прочел я рассказ — небольшой, но
меня удививший. (2) Никаких «парнишек», «ребят», «хватит» - просто настоящий русский язык.
(3) Охотник заблудился в лесу и забрел в какой-то домишко, где его приютила старая дама, у
которой на стене висел портрет Тургенева. (4) Где же доярки и перевыполнение плана? (5) Их не
оказалось. (6) Просто охотник переночевал и распростился дружески с хозяйкой. (7) Он любит лес,
природу, Россию. (8) Только и всего. (9) А написавший сумел передать расположение к себе и
своему писанию…неизвестно чем, некиим невидимым дыханием облика своего — это и есть
таинственное в искусстве, то, чему нельзя научиться и научить этому нельзя: если есть у тебя —
скажется, если нет — насильно не устроишь.
(10) Потом об авторе я почти забыл. (11) Но он был жив и стал передо мной являться — имя его в
печати мелькало, а настал день, когда и книгу его я прочел — «Повесть о жизни»: это окончательно
показало писателя, настоящего, пишущего для себя, как ему нравится, а не как приказывают,
писателя одаренного, умного и спокойного, в спокойствии своем иногда очень трогательного
(смерть Лели, сестры милосердия в войне 14-го года), но не сентиментального. (12) Напротив,
сдержан, мужествен, изобразителен. (13) То, что я читал, больше автобиографическое, но
попадались и прелестные маленькие рассказы — «Старый повар» (не лишено некоего волшебного
элемента, казалось бы, автору, далекому от мистицизма и религии, мало свойственного, но вот поди ж ты)...(14) Или итальянский рассказ, тоже у нас в «Русской мысли» перепечатанный, - Рим,
вблизи виллы Боргезе, душная ночь, старый астматик, вышедший из отеля подышать свежим
воздухом, встреча с японочкой какой-то. (15) Можно было назвать «Ночной разговор», но название
другое. (16) Просто, живо, горестно написано. (17) Оттого и доходит.
(18) В 1962 году он был в Париже. (19) Общие знакомые привезли его ко мне, мы сидели вечером в
небольшой моей квартирке, под иконами моей жены мирно беседовали — и то же впечатление,
что от писаний: сдержанный, и умный, и глубокий человек. (20) Никаких острых тем не трогали.
(21) Да если бы и тронули, вряд ли особая разница оказалась бы во взглядах. (22) Расстались
дружественно, обменялись книгами с автографами соответственными.
(23) Два года назад дочь моя с мужем в странствии по России была у него в Москве, нашла сильно
ослабевшим и полубольным. (24) Не знаю, писал ли он уже что-нибудь. (25) Но что заступался за
преследуемых молодых писателей, знаю. (26) И это снова особо располагает к нему.
(27) А вот третьего дня вычитал, что он скончался. (28) Если бы мог, послал бы венок на могилу.
(29) Мир праху. (30) Мир праху достойного, настоящего писателя.
(Борис Зайцев)
*Борис Зайцев — русский писатель, в 1922 году эмигрировал из России, умер в Париже в 1972 году.