Чацкий — это молодой образованный дворянин,
который вернулся из трехлетнего путешествия. Он не богат, хотя и
принадлежит к “известной фамилии”. Детство его прошло в Москве, в доме
Фамусова — друга его покойного отца; здесь он вырос и подружился с
Софией. Мы не знаем, где и какое образование получил Чацкий, но видим,
что это человек просвещенный.
Чацкий вернулся в Москву в дом
Фамусова из-за того, что любит Софию. “Чуть свет”, не заезжая домой, он
стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софии свою горячую
любовь. Уже это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни
разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает
поэтически, горячо. Речь Чацкого эмоциональна, в ней часты восклицания,
вопросы:
Ах, боже мой! ужли я здесь опять,
В Москве!..
Чацкий умен, красноречив, его речь остроумна и метка. София говорит о нем:
Остер, умен, красноречив.
Чацкого рекомендует Фамусов:
...он малый с головой
И славно пишет, переводит...
Ряд
афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто
верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за
истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний...
Образ
Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он
презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь —
святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с
такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он
узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у
Фамусова. Все отвернулись от него, назвав сумасшедшим. Причину его
сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкий
вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были
неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку “минувшему”.
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе “А судьи кто?..” он гневно выступает против угнетателей:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий считает, что служить нужно не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
Образ Чацкого показал нам, каким должен быть настоящий человек. Он тот, которому люди должны подражать.