Анализ 11 главы поэмы "Мёртвые души" Гоголя!! надо конкретно 11 главы и анализ. буду...

0 голосов
67 просмотров

Анализ 11 главы поэмы "Мёртвые души" Гоголя!! надо конкретно 11 главы и анализ. буду очень признательна, если поможете


Литература (21 баллов) | 67 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
   Роман Гоголя «Мёртвые души» рассказывает историю некоего Павла Чичикова, изворотливость и ловкость в делах которого составила основу всего повествования. Замечательность этого образа в том, что, по признанию самого автора, Чичиков – не аномалия общества, а её прямой продукт, результат определенного воспитания, а самое главное, обстоятельств.

    С самой первой главы Н. Гоголь вводит читателя в мир приключений главного героя. И лишь в конце рассказывается его предыстория. Этот приём ретроспекции используется автором для того, чтобы, с одной стороны, поколебать уже сложившееся у читателя мнение о данном персонаже, с другой - глубже раскрыть этот образ.

    Если восстанавливать фабулу произведения, то предыстория должна быть в самом начале романа, тогда бы она стала, с точки зрения построения сюжета, прологом. А при такой композиции это вставной эпизод (он находится в заключительной 11 главе романа), не влияющий на сюжет, но являющийся его неотъемлемой, поясняющей частью.

    Прежде чем начать рассказ о детстве и молодости Чичикова, автор обращается непосредственно к читателю и как бы извиняется за то, что его герой не слишком добродетелен и идеален: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда!». Этот приём, который даёт возможность автору высказать своё личное мнение о персонаже, впервые был использован Пушкиным.

    Затем Гоголь рассказывает о самом Чичикове. Его детство дома не было особенно радостным: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!». Так и пошло далее по жизни. Когда Павлуше пришла пора учиться в училище, отец отвёз его и при расставании наказал ему, как следует вести себя по жизни, чтобы чего-то добиться: «…больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Эти слова глубоко запали в душу ребёнка, и он твёрдо следовал указаниям. 

    Так, в училище, не имея никаких особых талантов, но угождая всем и вся, он считался одним из лучших учеников. Учитель любил его безмерно, а Чичиков делал все только ради выгоды. Когда учителя уволили и тот оказался на краю нищеты, ученики собрали ему деньги, продав даже необходимое, а Чичиков дал только серебряный пятак. Это был первый шаг в пропасть, которая затем полностью поглотит героя.
(38 баллов)