Причины и предпосылки для
зарождения христианской веры как таковой.
1й век
до н. э. и 1й век н. э. (а именно в этот период, как считают ученые, и начало
сое формирование и дальнейшее существование христианство) были непростыми
временами для Рима. С одной стороны, большая территория (и все расширяющаяся,
необходимо заметить), объединенная единой властью и языками - латинским и
древнегреческим (ко второму восточные провинции и подвластная Риму Африка была
приучена еще во времена Александра Великого (Македонского)). С другой стороны -
пестрая этническая составляющая империи, а отсюда и не менее пестрая
религиозная картина, что, само собой, не могло быть полезным для Рима. И вот, в
этот период, характеризующийся полным упадком греческого язычества, многобожьем
южных земель, в самом Риме достигает своего апогея культ Правителя. Император
чтился богу подобно, что предваряло в одно и тоже время два догмата
христианской религии - во-первых, ее монотеизм; во-вторых, ее учение о
Богочеловеке. Именно поэтому христианство так свободно, "органично"
вошло в греко-римскую культуру и так прочно в ней поселилось.
Параллельно
с этим набирают популярность философские школы мистерий, преимущественно
орфические и софистические. Подобные традиции предваряли христианство и шли ему
навстречу тем образом, что в своем основании орфизм имел миф о страждущем
боге-спасителе, Дионисе Загрее, растерзанном титанами, и миф о воскрешении
(Эвридики - Орфеем)внимание верующих направлял на загробную жизнь, суля вечное
блаженство добрым, и наказания, вечные и временные - злым; развивая практику
постов, омовений и очищений, посредством которых человек во время земной жизни
мог подготовить себе лучшую участь по ту сторону смерти. В преддверии появления
христианства всю территорию страны можно было условно поделить на Западную
(приверженцев стоицизма) и Восточную (приверженцев платонизма). Несмотря на
различный подход к жизненным принципам и философским вопросам, оба эти
направления имели похожие "обряды", которые совпадали с обрядами
христианства (а может, и были переняты им). Это омовение мощей, праведная жизнь
ради царства небесного, помощь убогим и сирым, страдание за бога (именно за
бога, ибо все греческие мистические культы проповедовали идею Единого Бога,
признавая остальных лишь воплощением природных явлений, полностью подчиняющихся
Единому).
Конечно
же, нельзя упустить из виду и такое явление, как еврейский прозелитизм.