При создании семьи Курагиных Толстой использует прием антитезы
(противопоставления). Это семейство способно только к разрушению.
Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и
Андрея. Элен едва не разбивает жизнь Пьера, опутывая его ложью и
фальшью. Курагины лживы, эгоистичны и хладнокровны. Позор сватовства все
они переносят легко — Анатоль лишь слегка раздосадован неудачной
попыткой увезти Наташу. Только однажды изменит им их «выдержка»: Элен
закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина,
потеряв ногу. Их спокойствие – это равнодушное отношение ко всем, кроме
себя.
Анатоль – это щеголь с прирожденным добродушно-победительным выражением
лица. В обращении с женщинами у него была манера презрительного сознания
своего превосходства. Но внешняя напыщенность и важность, красота лица
Анатоля и плеч Элен лишь компенсировали отсутствие ума у обоих. Их
душевную черствость и подлость разоблачит Пьер, который ярко подметит:
«Где вы, там разврат и зло». Курагины далеки от идеала толстовской
семьи. Что Василий, что Анатоль и Элен – все озабочены только собой, не
думают друг о друге, нет между ними духовного единения.
Все в их семье противоположно семье Болконских. В доме последних
доверительная, домашняя атмосфера и искренние слова: «душенька»,
«дружок», «мой друг». Василь Курагин тоже называет дочь «милое дитя
мое», но это неискренне, а потому и уродливо.