4.
Особенности русской живописи15.02.13, 11:59 живопись, культура
Если попытаться представить себе собранное воедино огромное богатство русской живописи, созданное художниками за три столетия (с конца XVII до последней четверти XX века), то окажется, что портрет это самое большое достижение нашей живописной национальной школы.
Именно с портрета началось новое искусство, с ним русская живопись встала вровень с европейской живописью. «Веком портрета» нередко называют XVIII век. Но и потом высокий взлет русской живописи, яркие периоды ее творческого горения рождали расцвет жанра портрета: так было в годы Отечественной войны и в время Пушкина, в богатые на таланты последние десятилетия XIX столетия и в первые годы нашего века.
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже, - но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.
5. Эпоха Возрождения предстаёт перед взором человека в ореоле величия и блеска. Чувство восхищения её деятелями и достижениями переполняет душу. Долгие века человечество испытывает признательность и благодарность к событиям и свершениям, составляющим переход Европы от Средних веков к Новому времени.Но наше время начала XXI века неумолимо заставляет заняться переоценкой ценностей. Мы вынуждены делать это потому, что мир подошёл сейчас вплотную к черте, отделяющей благополучие от погибели. Современные проблемы настойчиво требуют перепроверки основ цивилизации, требуют нового осмысления пути человечества за тысячи лет. Нам просто жизненно необходимо найти причины приближающихся бедствий, необходимо узнать «как мир дошёл до жизни такой», чтобы попытаться исправить ситуацию.