Солженицын характеризует Матренин нрав в два этапа. Сначала читатель вместе с рассказчиком видит лишь обыденное существование одинокой старухи, которая живет на краю деревни. Изба Матрены давным-давно нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором сообщает рассказчик, кроме него и Матрены, «жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы». Какая-то заброшенность двора Матрены указывается тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, который ищет после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем проживает у Матрены, но видит по-старому только внешнюю сторону ее жизни.
Небольшой огород, где Матрена сажает картофель, сохраняет ей жизнь и не дает умереть с голоду. Хотя всю жизнь Матрена и проработала в колхозе, но в результате осталась без пенсии. Это случилось из-за того, что муж Матрены пропал без вести на войне и у нее отсутствуют необходимые документов об утере кормильца.
Старуха не может отказать никому. Этим пользуются все, начиная от родных и соседей, и заканчивая бесцеремонной женой председателя, которая привлекает одинокую старуху к различным колхозным работам. За свой труд старуха никогда не берет денег, даже стыдится таких предложений. Все люди в селе насмешливо относятся к старой женщине. Проживает Матрена с приемной дочкой. Родные дети Матрены умерли еще в младенчестве.
Матрена, по словам писателя, такой же человек, как и все, со своим трудным прошлым. В ее жизни были и любовь, и разлука, и ревность. Жених Матрены Фаддей пропал после первой мировой на продолжительных три года. Не дождалась Матрена его и вышла замуж за брата жениха - Ефима. Фаддей вернулся с войны, но не наказал ни Матрену, ни Ефима. Отношения между Матреной и мужем нельзя назвать сладкими. Ефим изменял и относился к Матрене не любя. Затем Ефим пропал без вести на войне, а может быть и сам удрал за границу. Фаддей нашел невесту с именем Матрена, женился, но тоже не был счастлив. Дочь Фаддея - Кира, живет сейчас с бездетной Матреной. Одинокая, больная старуха, по словам автора, представляет собой интересного, много испытавшего человека.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную Кире часть избы при жизни. При транспортировке бревен Фаддей с трактористом из-за скупости прицепил сразу двое саней, одни из которых застряли на рельсах. Матрена кинулась, как она обычно делала, помогать мужикам, и здесь налетел поезд. Знак городской цивилизации врезался в избу - символ сельской жизни. Умирает Матрена, и с ней уходит из жизни какое-то изумительное душевное тепло, которого нет в прочих жителях деревни. Они даже на поминках волнуются, как бы не попало в посторонние руки Матренино добро.
Только после гибели старухи автор понимает, каким человеком она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».
Старуха, в отличие от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство, а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать рассказ «Не стоит село без праведника». Автор сумел разглядеть в потешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Жизнь старухи нельзя назвать легкой, так как в ней встречается множество обид и несправедливостей. Но этот человек всегда остается добрым и светлым.
Такие праведники нужны и в нашей жизни т.к. без них наше общество просто рухнет из-за обилия злобы и корысти