Воспитательная традиция
Спарты заключалась в серьёзной военной подготовке, физическом воспитании,
закаливании подрастающего поколения. Духовному и интеллектуальному воспитанию в
Спарте не уделяли внимания. Результатом было фактическое невежество молодого поколения.
Не случайно Спарта не подарила миру ни
одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Иначе, чем в Спарте,
строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к
многозначному понятию - совокупности добродетелей. По сути, речь шла о
всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и
культурой тела. Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных
афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. После семи лет мальчики -
дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных
учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.
Начальное образование давали частные платные школы: мусические и
гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в
гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно
учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.
Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование
с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм
Гомера.
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей
ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V -IV
вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.
В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался
на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и
умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного
политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности
Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18—20-летних юношей в
эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства
преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и
катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды -
широкополая шляпа и черный плащ (хламида).