В
романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль
семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой - Евгений
Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы
традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в
глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает
внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят
сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято
показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою
любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих
«слабостей».
В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.
Другой,
более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере
Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына
один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в
его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует
Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его
нигилистические позиции.
Много
лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую
девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов
вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в
любви и детях.
Его
сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои
увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию
счастья – семья, дети, хозяйство.
«Мысль
семейную» затрагивал в своих произведениях и М. Е. Салтыков-Щедрин. Его
роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных
дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история
умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых
постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем
средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина
Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат,
прозванный Иудушкой.
В
своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в
России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина
Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними,
моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели,
всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой
задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает
со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти
исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит
раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.
Таким
образом, «мысль семейная» - одна из ведущих тем отечественной
литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу
общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и
судьбу страны.