Прежде всего, на мой взгляд, необходимо раскрыть термин, являющийся
темой работы: политическая система общества – это совокупность
политических организаций, социально-политических обязанностей, форм
взаимодействий и взаимно отношений между ними, в которых реализуется
политическая власть. В функции политической системы входят определение
задач, путей развития общества, организация деятельности общества для
достижения поставленных целей, распределение материальных и духовных
ресурсов, согласование разнообразных интересов, субъектов политического
процесса, разработка и внедрение в общества различных норм поведения,
обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к
политической жизни, контроль за выполнением политических и иных норм
поведения. Политическая система характеризуется политическим режимом,
характером и способом взаимодействия власти, личности и общества
(тоталитаризм, авторитаризм и демократия).
Среди элементов политической системы выделяют следующие:
· институциональный – политические организации, в том
числе и государство, политические партии, общественно-политические
движения;
· коммуникативный – совокупность отношений и
форм взаимодействия – политические отношения между социальными
группами, политическими партиями, между государствами;
· нормативный – политические нормы, традиции, определяющие и
регулирующие жизнь общества (конституции, законы, нормы морали и т.д.);
· культурно-идеологический – политическая культура,
политическая идеология (теория), политическая психология (чувства,
эмоции, настроения).
После десятилетия советской истории,
господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй
половине 80-х – начале 90-х годов в России начался переход к
демократическому политическому режиму. С формально-правовой точки
зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим
федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В
137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы
любая развитая демократия.
О демократизме современной России
неоднократно высказывался нынешний президент страны В.В.Путин. В
ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил,
что «молодая российская демократия добилась в своем становлении
значительных успехов». Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных
политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в
стране уже шестой год идет реставрация разрушенного политического
режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность
государства как основного социального института, его неспособность
решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства
только президенту, малочисленность и организационную слабость партий,
широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.
В российском обществе также нет единой оценки политического режима
России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных
исследований РАН, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в
возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством.
Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его
сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков,
политиков-практиков и широкой общественности. О политическом режиме
любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается
в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной
действительностью.