В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений - «Соборное уложение», или Стоглав. По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым. Списков Стоглава сохранилось очень большое количество, ибо памятник имел широкое распространение. Обзор списков дан Д. И, Стефановичем254, но их текстологический анализ еще не проведен и требует значительных усилий.
Меня интересует сейчас не история Стоглава, а история Стоглавого собора. Это темы разные, хотя друг с другом и связанные. К сожалению, о соборе не сохранилось никаких современных ему сведений. Летописные заметки о нем XVII в. восходят в качестве источника к тексту самого памятника255. Таким образом, «Соборное уложение» является единственным источником, рисующим деятельность совещания, его подготовившего.
В начале Стоглава говорится, что «в лето 7059 месяца февраля в 23 день быша сия вопросы и ответы мнози о различных многих церковных вещах и чинех, в царствующем граде Москве в царских палатах, от благовернаго и боговенчаннаго государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси самодержца к преосвященному Макарию митрополиту московскому всея Руси, и ко всему священному собору, во 18 лето царства его, в двадесять первое лето от рождества его, при освященном Макарии митрополите московском и всея Руси, в десятое лето святительства его»256.