Тема разоблачения чиновничества проходит через все
творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии
"Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой
крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает
чиновников и косность государственных мужей.
Особое
место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно
связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного
содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер:
она обличает правительство.
По мнению почтмейстера,
Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Известно, что защитники
отчества, пострадавшие в освободительной войне с французами, получали
мизерный пансион. Это, наверное, типично для России, в том числе и для
нынешнего времени, что лишний раз показывает бессмертие великих
произведений, их вневременное значение. Так вот, Копей-кин, которому
оторвало руку и ногу, умирает с голода. Он кое-как добрался до столицы,
"приютился в Ревельском трактире за рубль в сутки" и пытается добиться
справедливости в высшей комиссии. Но вельможные чиновники везде и всегда
одинаковы — это бездушные существа. Попытки добиться справедливости
бесцельны, капитана высылают из Москвы, чтобы :не досаждал
"занятым" людям. Копейкин ожесточен, куда он отправился — неизвестно, но
в рязанских лесах появилась новая шайка разбойников...
Гоголь
верен самому себе: высокий стиль "сказа" сменяется откровенной сатирой.
Почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы руки и
ноги. Он хлопнул себя по лбу, назвал себя "телятиной". Выдвигается
новая версия: Чичиков — переодетый Наполеон.
Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
За
страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу
русского народа, которую выразил в образе быстро несущейся вперед
тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что
бойкая, необгонимая тройка несешься?"
Главная тема
поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом
томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий
тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел
можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной ^комедии"
Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было
осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не
был написан. Поэтому поездка Чичикова осталась поездкой в неизвестность.
Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты
несешься? Дай ответ! Не дает ответа"...