Распад СССР стал одним из ключевых событий в новейшей истории. Бывшие союзные республики обрели независимость, новую, реальную государственность. Освобождение от прежних оков идеологического подхода придало мощный импульс развитию исторических исследований в пост- советских странах. Тем не менее, наряду с общим прогрессом в исследованиях, обозначились и противоречия в трактовке исторических процессов, попытки мифологизировать со стороны популяризаторов и представителей т.н. "альтернативной истории", реже – историков, интерпретировать те или иные события, процессы с позиций этноцентризма.
Несмотря на декларативное отрицание приоритета идеологического подхода советских времен, в условиях построения новой государственности исторические исследования помимо познавательной функции, стремительно обрели политическую и идеологическую функции. Еще на начальном этапе, на заре независимости новых пост- советских государств, исторические изыскания стали актуальны как основание государственности, ее преемственности на различных исторических этапах, восходящей к прошлым столетиям, как обоснования территориальной целостности новых независимых республик. Известно, что большинство государств в современном мире полиэтничны, при этом, как правило, в большинстве случаев этнические и политические (государственные) границы не совпадают. Особенно наглядно это наблюдается в пост- советской Центральной Азии, где государственно-территориальное размежевание в 1924-1925 годах осуществлялось в рамках образованной еще в декабре 1922 года квазифедерации – СССР.
Делимитация и демаркация границ между новыми независимыми государствами растянулась на долгие годы и завершилась подписанием двусторонних Договоров о границах между сопредельными государствами. Договоры о делимитации государственной границы Республики Казахстан с Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Кыргызской Республикой подписаны в 2001 году. При этом, вопрос о пересмотре прежних границ не ставился, уточнения носили в основном технический характер. Сегодня, согласно установившейся после Второй мировой войны системе международных отношений территориальная целостность государств – базовый принцип, не подлежащий пересмотру. В Европе, этнический фактор, наличие взаимных диаспор, ирредент (Франция/Германия, Польша/Литва, Венгрия/Румыния и пр.) не препятствует тесному сотрудничеству соседних стран по всем направлениям.
В отличие от Европы, в новых независимых государствах пост- советского пространства этнический фактор гораздо более значим в условиях еще не сформировавшегося гражданского общества, гражданских (политических) наций. Потому, так или иначе, этнический фактор четко проявлен в общественном сознании, публицистике, популярной исторической литературе и, отчасти в исследованиях историков. Налицо стремление отдельных авторов "открыть" истоки этногенеза, государственности в глубине столетий и даже тысячелетий. Наиболее подробно подобные изыскания, в основном на примере Северного Кавказа и Закавказья, освещены в серии книг и статей этнологом В.А.Шнирельманом. Известен осетино-ингушский этно- территориальный конфликт начала 1990-х годов на Северном Кавказе.
"В частности, покойный чеченский президент Джохар Дудаев в своих речах неоднократно упоминал о родстве чеченцев с создателями древнейших цивилизаций Передней Азии, что якобы давало ему право претендовать на лидерство на Кавказе…